Театровед Роман Павловский о современном польском театре

24 февраля 2012, 20:00 | Музей и общественный центр им. А. Сахарова (Москва, ул. Земляной Вал, 57, стр. 6, м. Курская / Чкаловская) | Вход свободный



Международная театральная лаборатория «Разрушая границы: работа с документами» посвящена жизни меньшинств. Самых разных людей, которые в силу обстоятельств или стереотипов оказались в меньшинстве: инвалиды, геи и лесбиянки, люди с хроническими или трудно излечимыми заболеваниями, религиозные и национальные меньшинства, и просто люди, которые непохожи на других. С 19 по 26 февраля в Сахаровском центре и Театре.doc пройдут лекции, читки, спектакли и дискуссии, которые покажут, как современный театр отзывается на современные заботы людей. Одним из участников лаборатории станет театровед Роман Павловский, которого российские театральные профессионалы знают по «Антологии современной польской драматургии», вышедшей в издательстве «НЛО» два года назад, по дискуссиям и читкам, посвященным Дороте Масловской (с ее участием), в Москве в июне 2010-го, а также по обсуждениям в рамках специальной польской программы фестиваля «Золотая маска» (март 2011). Во время своей лекции Роман Павловский расскажет о современном театре в Польше: его истоках и контексте зарождения, формах реагирования на политические и общественные перемены, роли дискуссионной площадки, борьбе с косностью традиционной театральной среды, контакте с молодыми людьми. Приглашаем всех, кому интересно, как устроен и как эволюционирует театр зарубежом, в том числе в соседних странах.

---

Из предисловия Р. Павловского к «Антологии современной польской драматургии» (М.: «НЛО», 2009)

Ключевым моментом в новейшей истории польского театра стало 18 января 1997 года. В этот вечер в двух варшавских театрах – «Розмаитости» и «Драматическом» – состоялись премьеры, на афишах которых значились имена двух молодых, еще неизвестных режиссеров: Гжегожа Яжины (выступавшего под псевдонимом Гжегож Хорст д’Альбертис) и Кшиштофа Варликовского. Первый поставил гротескную пьесу Станислава Игнация Виткевича «Тропическое безумие» о столкновении европейской цивилизации с Дальним Востоком, второй – трагедию Софокла «Электра», представленную в контексте войны на Балканах.

В обоих спектаклях наряду с новой тематикой присутствовал новый театральный язык. В литературную речь бесцеремонно врывались цитаты из кинофильмов и популярных песен, а главными темами стали кризис сознания современного человека, разочарование в прежней системе ценностей, поиск экстремальных ощущений в сексе и насилии. После долгих лет творческого застоя, вызванного кризисом в польском театре начала 90-х, эти постановки были откровением, а их создатели вскоре стали пророками нового театра.

Новое поколение режиссеров, к которому кроме Яжины и Варликовского принадлежали Анна Аугустынович, Петр Цепляк и Збигнев Бжоза, привлекло в театр молодых зрителей, которые до этого предпочитали кино или клубы. Молодые режиссеры говорили с ними на одном языке – языке поп-культуры. В то же время они затрагивали проблемы, непосредственно касавшиеся молодых людей конца XX века: ослабление эмоциональных связей, отчужденность или сексуальную амбивалентность.

В течение нескольких сезонов театр стал местом горячих дискуссий о современности. Одновременно работы нового поколения режиссеров явились катализатором изменений в драматургии. Хотя театральный репертуар состоял главным образом из очередных постановок классики и пьес западных бруталистов (прежде всего Сары Кейн), спектакли этих режиссеров, благодаря нравственному радикализму и новаторскому языку, повлияли на целое поколение молодых писателей.

---

Роман Павловский (р. 1965) – польский театральный, литературный, телевизионный и кинокритик, публицист.

Окончил театроведение в Ягеллонском университете. Долгое время преподавал в Варшавской Лаборатории Драмы. Профессионально связан с «Газетой Выборча» как редактор отдела культуры, где главным образом занимается современным театром.

Является автором двух антологий польской современной драмы «Поколение порно» и «Made in Poland», а также англоязычного сборника «New Polish drama. Polish drama in the face of transformation». Автор обширного предисловия к «Антологии современной польской драматургии», вышедшей на русском языке в издательстве «Новое литературное обозрение» (2010).

---

«Я всегда знал, что Роман Павловский – выдающийся польский критик. Но, читая его фундаментальное предисловие к вышедшей недавно книжке, поражаешься еще больше. У меня этот текст вызвал настоящее восхищение – театроведческое, прежде всего. Павловский дает серьезный, взвешенный взгляд на современный театр и умеет в короткой, энергичной форме выразить точное знание, которого театру так часто не хватает. У Романа Павловского современная драматургия оказывается не бедной теткой режиссуры, а законодательницей, первооткрывательницей театральных и общественных идей, она ведет театр к переменам. Это крайне важная идея, которую в России очень трудно пробивать. Так как борьба за новую пьесу в России сопряжена с колоссальным сопротивлением инертных театров и общественности, образованной школой в духе «морального литературоведения». Поверьте, это совершенно фантастический и крайне полезный театроведческий труд. В нем мысль отточена, сильна, продумана. Опираясь на этот материал, чувствуешь себя уверенней в работе с новыми текстами, в работе с драматургами, которая в России мало почетна. Это какая-то важная парадигма культурных процессов». (Павел Руднев о Романе Павловском и его предисловии к «Антологии современной польской драматургии»)


Что за проект?

Дорогие друзья!

Мы – Сахаровский центр и Театр им. Йозефа Бойса – проводим международную театральную лабораторию «Разрушая границы: работа с документами».

В течение недели участники лаборатории будут работать над эскизами спектаклей. В качестве драматургического материала будут использованы документы: блоги, форумы, постановления судов, пресс-релизы, репортажи, интервью. Все эти документы посвящены жизни меньшинств. Самых разных людей, которые в силу обстоятельств или стереотипов оказались в меньшинстве: инвалиды, геи и лесбиянки, люди с хроническими или трудно излечимыми заболеваниями, религиозные и национальные меньшинства, и просто люди, которые непохожи на других.

16 молодых режиссеров, театральных художников, дизайнеров и театроведов из Германии, Польши и России: Каролина Мазур, Шимон Врублевский, Михал Корховец, Павел Святек, Дорис Шмидт, Баббет Грубе, Феликс Майер-Христиан, Ойлин Кениг, Талгат Баталов, Илья Шагалов. Герман Греков, Николай Берман, Павел Артемьев, Алексей Кукарин, Константин Ромадин, Яна Баскис.

Кураторы лаборатории: Георг Жено, Михаил Калужский, Павел Руднев.
Директор проекта: Сергей Лукашевский.
Лекторы и ведущие обсуждений: Ирина Ясина, Дмитрий Дубровский, Роман Должанский, Александр Гаврилов, Павел Руднев, Вольф Иро (Германия), Роман Павловский (Польша), Ксения Перетрухина, Александр Сорин, Алена Карась, Анатолий Голубовский.

Как это будет происходить?

С 19 по 24 февраля участники лаборатории будут репетировать эскизы спектаклей. Студенты будут друг у друга художниками, режиссерами и актерами. В эти же дни по вечерам будут организованы лекции, посвященные разным аспектам современного театра, документального искусства и проблемам меньшинств. 25-26 февраля участники лаборатории покажут свои работы (предполагается за 2 дня сделать 8 показов по 20-30 минут каждый), после которых пройдут обсуждения.

Что-нибудь еще?

Конечно. Первым событием лаборатории 10 февраля станет дискуссия «Какого героя не хватает современному искусству», ее проведет Алена Карась.

Во время лаборатории будут показаны спектакли Театра им. Бойса.

Кто это увидит?

Все лекции, обсуждения и показы лабораторных работ открыты для публики.

Организаторы:

Сахаровский центр и Театр им. Йозефа Бойса

Кто нас поддерживает:

Немецкий культурный центр им. Гете
Польский культурный центр в Москве

Кто финансирует проект:

Европейская Комиссия

Где все это будет?

В Сахаровском центре (ул. Земляной вал, 57, стр. 6).

Информационная поддержка:

Фонд независимого радиовещания

Более подробная информация:

Пресс-секретарь лаборатории Мария Крупник
89261058903
m.kroupnik@gmail.com






Москва, ул. Земляной Вал, 57, стр. 6, м. Курская / Чкаловская
Вход свободный

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ