Польские звезды мирового джаза: КВИНТЕТ ЗБИГНЕВА НАМЫСЛОВСКОГО

3 марта 2012, 19:00 | Концертный зал РАМ им. Гнесиных (Малый Ржевский пер., 1, м. Арбатская/Баррикадная) | Вход по билетам, тел. +7 495 690-2422



Збигнев Намысловский – одно из имен, с которым ассоциируется польская школа джаза. Он был в числе первых польских джазменов, получивших широкое признание у себя в стране и за рубежом, съездивших на гастроли в страны Западной Европы и США, первым записал свою пластинку за пределами Польши – в лондонской студии. Начав карьеру с диксилендов, он успел попробовать себя во множестве стилей, доходя до авангарда и этно-джаза. Среди инструментов, на которых он играл, – фортепиано, виолончель, тромбон, флейта, тенор и альт-саксофон. Сотрудничество с Намысловским становится визитной карточкой и ключом к карьере для многих молодых музыкантов. Его музыку слушают все, кто хочет убедиться, что в интернациональном джазе можно выразить родную для себя культурную традицию. Так однажды в интервью Намысловский сказал: «... Полагаю, что импровизации должны строится на элементах одной из американских джазовых школ, но в темах, в использовании лада и особых гармонических оборотов можно продемонстрировать нечто польское». В Москву маэстро приезжает со своим квинтетом, состоящим из молодых исполнителей. Среди них его сын Яцек Намысловский и один из ведущих польских пианистов современности Славомир Яскулке.

<< Квинтет Збигнева Намысловского выступит в рамках программы «Легенды польского джаза», в которой также участвует Квинтет Петра Войтасика >>



ЗБИГНЕВ НАМЫСЛОВСКИЙ



Родился в 1939 году в Варшаве
Инструменты: тромбон, тенор- и альт-саксофон, флейта
Образование: музыкальные школы Кракова и Варшавы (классы фортепиано и виолончели)
Участие в проектах: играл во множестве коллективов, в разных амплуа (при этом дебютировал в группе Five Brothers в качестве пианиста); The Wreckers, Air Condition, Namysłowski-Śmietana Band, The Q., Квинтет Збигнева Намысловского, Namysłowski Quartet & Zakopane Highlanders Band и др.
Достижения: один из отцов-основателей польской джазовой школы; в 18 лет участвовал в легендарном фестивале Сопот – 57 (в составе ансамбля Кшиштофа Садовского); в 1958 году принял участие в историческом событии – первом джазовом концерте в Варшавской филармонии (как тромбонист, в составе группы «Меломаны Hot Club»); участвовал в первых после войны гастролях польских джазменов по странам Западной Европы (играл в Дании в составе группы Polish All Stars, во Франции – в составе Modern Dixielanders); на фестивале Jazz Jamboree – 59 играл одновременно в двух коллективах, в качестве тромбониста и саксофониста; в 1962 году был участником первого в истории концерта польских джазовых музыкантов в США (играя на альт-саксофоне, выступил на фестивале Newport – 62 c группой The Wreckers Анджея Тшасковского); с 1961 года организовал ряд собственных проектов, в которые привлекал самых выдающихся джазовых музыкантов Польши (от Михала Урбаняка до Лешека Можджера); в 1967 году стал первым польским джазменом, записавшим свой альбом за границей (Zbigniew Namysłowski Modern Jazz Group: Lola на лондонской студии Decca); открыл ряд музыкальных талантов, привлекая их в свои коллективы (в частности, Чеслава Бартковского, Лешека Можджера, Славомира Кульповича); в 1978-1980 году гастролировал в США вместе с Михалом Урбаняком и Уршулой Дудзяк, однако, в отличие от своих товарищей, не добился признания американской публики; вместе с группой Novi Singers участвовал в самом длительном турне польских музыкантов, посетив Индию, Австралию и Новую Зеландию; сотрудничал с известными рок-музыкантами, в том числе с легендой польского рока Чеславом Неменом; играл музыку в самых разных стилистиках, от хардбопа до авангарда; привнес в свою игру множество элементов, почерпнутых в польском фольклоре; выступал и записывал музыку с колективом горцев из Татр (гуралей); записал джазовые интерпретации Моцарта
В интернете: сайт Збигнева Намысловского; Myspace, Википедия


На видео: Збигнев Намысловский и звезды польского джаза исполняют его композицию «Беспробудная ночь» (запись 1970 года)

ЯЦЕК НАМЫСЛОВСКИЙ



Родился в 1982 году в Варшаве
Инструмент: тромбон
Образование: Академия музыки им. К. Шимановского в Катовице (джазовый факультет), Jamey Aebersold's Summer Jazz Camp (мастер-классы Дэвида Бейкера, Конрада Хервига и Джона Федчока)
Участие в проектах: Квинтет, Квартет и Трио Яцека Намысловского, группы Timeless и Jazoteque, Квинтет Збигнева Намысловского, Септет Ежи Малека, Kalatowki BigBand
Достижения: первое место на Polish Young Jazz & Blues Combos Competition (в составе Квинтета Яцека Намысловского, 2000), первый приз и индивидуальный приз на Конкурсе джазовых стандартов в Седльце (в составе группы Timeless, 2002), первое место на джазовом конкурсе в Бельске-Бялой (2004), записал альбом альбом Total Time (2004) с группой Timeless, два альбома как участник Квинтета Збигнева Намысловского (Standards и Assymetry) и альбом Spirit of The Time (2005) с Септетом Ежи Малека.
В интернете: Сайт Яцека Намысловского, Myspace

СЛАВОМИР ЯСКУЛКЕ



Родился в 1979 году в городе Плуцк
Инструмент: фортепиано
Образование: Музыкальный лицей им. Ф. Нововейского в Гданьске (класс проф. Кшиштофа Ольчака), Академия музыки им. К. Шимановского в Катовице (джазовый факультет), Jazz Kamping Kalatówki (где познакомился со Збигневом Намысловским)
Участие в проектах: Квинтет Збигнева Намысловского, Квинтет и Трио Славомира Яскулке, Olo Walicki YETI MOOD, Tomek Sowiński & The Collective Improvisation Group, DuoDram c Петром Вылезолом и др.
Достижения: Выпустил пластинку с записью концерта на фестивале Summer Jazz Days в Гдыне (2001); выступление Квинтета Яскулке на XLIV Международном фестивале Jazz Jamboree названо главным событием и главной неожиданностью фестиваля; в 2003 году участвовал в мировом концертном турне саксофониста Дэвида Мюррея; выступал в Карнеги-холле, Симфоническом зале Чикаго, Мюнхенской филармонии и ММДМ в Москве; представлял Польшу на фестивале Music Beyond Borders в Гонконге (2006), в результате выступления записал пластинку Beyond Borders, получившую высшую оценку в польском журнале Jazz Forum; в 2010 году выступил на международной выставке EXPO в Шанхае, где впервые презентовал свой альбом «Шопен для пяти фортепиано» с интерпретациями тем композитора; написал музыку для нескольких спектаклей и шедевров немого кино; участвовал в записи более 30 альбомов; написал музыку для проекта Gdańsk – Bremen Jazz Bridge, в котором приняли участие лидеры джазовой сцены Бремена Оли Поппе и Мальте Шиллер
В интернете: сайт Славомира Яскулке, Myspace, Википедия

ПАВЕЛ ПУШЧАЛО



Родился в 1983 году
Инструмент: контрабас, бас-гитара
Образование: Академия музыки им. К. Шимановского в Катовице (джазовый факультет, класс проф. Яцека Недзели)
Участие в проектах: играл с Робертом Осамом, Томашем Шукальским, Яном Зейландом, Магдаленой Куморек, Петром Карлом Савицким, Яцеком Пиотровским и др.; Трио Артура Дуткевича; Warszawa Kyiv Express Band; группа Shannon

ГЖЕГОЖ ГЖИБ



Родился в 1973 году в городе Старгард-Щециньски
Инструмент: ударные
Образование: самоучка
Участие в проектах: сотрудничает с рядом известных музыкантов, в том числе со Збигневом Намысловским; группа Szwagierkolaska («Швагерколяска», «коляска зятя»); 3 Jazz Soldiers (вместе с Кшиштофом Мисяком и Филиппом Сойкой)
Достижения: приз Польской фонографической академии Fryderyk за альбом Luksus (в составе группы Szwagierkolaska, 1995)




Из интервью Збигнева Намысловского с Тересой Мадей для портала zamosconline.pl, 29.11.2009

Тереса Мадей (ТМ): Хочу упомянуть о пластинке, которая вышла почти 30 лет назад: Kujawiak goes funky, в фолк-стилистике, с такой экспрессией и атмосферой. И все это переносится в джаз, который вы играете. Здесь прослеживается связь с концертом народной музыки «Намысловяков» (знаменитого Симфонического оркестра им. Кароля Намысловского из Замостья – прим. пер.).

Збигнев Намысловский (ЗН): Я всегда говорю, что ко мне прилипла такая этикетка, будто Намысловский играет «народный джаз». Я всегда этого стыдился и хотел доказать, что это не так. Ведь это и правда не так. И только теперь, когда меня пригласили на совместный концерт с Симфоническим оркестром им. Кароля Намысловского, я раскопал разные мелодии, имеющие народный характер... И краковяки, и мазурки, и обереки и просто джаз тоже.

ТМ: В одном из интервью, связанных с вашим 70-летием, я услышала: «Этот прекрасный возраст дан для того, чтобы – если речь идет о музыке – планировать и воплощать очередные замыслы». В вашем случае это действительно так?

ЗН: Да, и не только сейчас, но и всю мою жизнь так происходит. Есть постоянное стремление поправлять и стиль игры, и композиции, и материал в целом. Каждый музыкант должен развиваться в ходе так называемой карьеры в музыке. Нужно непрерывно идти вперед. Планы не кончились, появляются новые и новые.

ТМ: О вас говорят – «поэт саксофона». Это правда, что любой звук характерен для «джаза Намысловского»?

ЗН: Каждого музыканта отличает какой-то собственный звук. Это зависит от инструмента, от мундштука, от язычка, от объема легких и т.д. Может быть, и от таланта. Благодаря всему этому можно определить, что сейчас играет один музыкант, а потом – другой. Если один музыкант играет как кто-то другой – его не заметят. Музыкант получит большую пользу, если сумеет идти своей дорогой, иметь собственный стиль и звук.

ТМ: Вы ожидали, что ваш сын тоже станет музыкантом?

ЗН: Это было известно заранее. Яцек, еще будучи маленьким мальчиком, бывал со мной на каждой репетиции и почти на всех выступлениях. Не было сомнений, что он пойдет в музыкальную школу. И пошел он на фортепиано, как и я. Через несколько лет выяснилось, что фортепиано – инструмент слишком трудный. Он взял в руки флейту, она ему надоела, и, наконец, он остановился на тромбоне. Так же как и я – сначала играл на фортепиано, потом на виолончели, потом на тромбоне, а остановился на саксофоне.

Источник: www.zamosconline.pl


Выступление Квинтета Петра Войтасика состоится в рамках Первого Международного фестиваля «Польские звезды мирового джаза», который организуют Анатолий Кролл и Польский культурный центр при содействии Посольства Польши в РФ и Министерства культуры РФ.
Площадка фестиваля: Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных
Главный информационный партнер фестиваля: журнал и сетевой портал «Джаз.ру»









Малый Ржевский пер., 1, м. Арбатская/Баррикадная
Вход по билетам, тел. +7 495 690-2422

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

АВГУСТ СЕНТЯБРЬ
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31