Польские звезды мирового джаза: ТРИО АНДЖЕЯ ЯГОДЗИНЬСКОГО

2 марта 2012, 19:00 | Концертный зал РАМ им. Гнесиных (Малый Ржевский пер., 1, м. Арбатская/Баррикадная) | Вход по билетам, тел. +7 495 690-2422



Музыканты из Трио Анджея Ягодзиньского – родоначальники джазовой экспансии в шопенистику. Хотя великий польский композитор и раньше вдохновлял музыкантов на популярные аранжировки, никто не смог столь целостно и детально воплотить его наследие в джазовой форме, как это сделал Ягодзиньский. Музыка, которую играет он и его товарищи, не только принесет большое удовольствие любителям джаза, но и нисколько не оскорбит слух ценителей академической классики. Напротив – она обнажает ее скрытый потенциал, насыщает ее фактуру свежими элементами. Когда чуть больше года назад Трио выступило в Гнесинском зале, полностью заполненном зрителями, именно традиционные посетители консерваторий пришли в наибольший восторг, что и засвидетельствовал известный критик и обозреватель журнала «Джаз.ру» Михаил Митропольский. В послеконцертном репортаже он написал: «...Если частотность обращения к наследию [Шопена] вполне оправдана по очевидной причине – мелодической мистичности его музыки, то результат далеко не всегда имеет художественно значимый уровень. Скажем, француза Жака Лусье, специалиста по джазовым метаморфозам музыки И.С. Баха, нередко упрекают во вкусовых прегрешениях, причем при обращении к Шопену это происходит чаще, чем в случае музыки барокко. Именно противопоставляя Лусье и Анджея Ягодзиньского, авторитетный музыкант и композитор Вячеслав Ганелин рекомендует обратить внимание на польского пианиста, по его мнению – носителя отменного вкуса, естественно и органично переносящего идеи Фредерика в наше время».

<< Трио Анджея Ягодзиньского выступит в рамках программы «Шопен в джазе», в которой также участвуют Трио Филиппа Войчеховского и Лешек Можджер >>



АНДЖЕЙ ЯГОДЗИНЬСКИЙ



Один из лучших джазовых пианистов Польши, композитор и аранжировщик, выпускник Музыкальной академии им. Фридерика Шопена в Варшаве по классу волторны. Несколько лет он выступал в составе Оркестра Польского радио и телевидения, одновременно играя на фортепиано в джазовом амплуа. Затем, в 1979 году, он выиграл в конкурсе Old Jazz Meeting – и с тех пор окончательно связал свою карьеру с фортепиано и джазом. В творческом активе Ягодзиньского – выступления с лучшими польскими джазменами (Януш Муняк, Збигнев Намысловский, Ян Пташин-Врублевский и др.). С 1987 года он регулярно аккомпанирует вокалистке Эве Бем. Ягодзиньского приглашают выступать во многих странах – так он успел поиграть на фестивалях Jazz Yatra (Бомбей), Ost-West (Нюрнберг), Jazz in Europe (Париж), Skane Festivalen (Мальме), Edinburgh Art Festival, Ankara Music Festival, Leverkusener Jazz Tage, Istanbul International Festival. В 1993 году пианист основал свое Трио, с которым записал пластинку CHOPIN. По версии читателей профильного польского журнала Jazz Forum, она была признана лучшим джазовым альбомом 1994 года. Ей также присудили престижные награды «Фредерик-94» и «Меломаны-94». Одним из самых интересных проектов Трио Ягодзиньского стал концерт джазовой музыки в классической обработке, с участием струнного оркестра и известных исполнителей польской сцены. Альбом CHOPIN ONCE MORE в 2000 году получил статус gold. Плодотворным оказалось и сотрудничество Трио с итальянским пианистом Джованни Мирабасси. В 2003 году в Японии вышла их совместная пластинка, которая заняла там лидерские позиции в продажах среди джазовых альбомов. Там же они вместе записали еще одну пластинку – C-minor (2006). В амплуа аккордеониста Ягодзиньский сотрудничал с известным гитаристом Янушем Строблем – результатом их совместного творчества стал альбом Wierni sobie («Верные себе»). В 2005 году пианист был удостоен медали Gloria Artis за заслуги в области культуры от министра культуры Польши.

АДАМ ЦЕГЕЛЬСКИЙ



Контрабасист, выпускник Музыкальной академии им. Фридерика Шопена в Варшаве. На джазовой сцене он дебютировал в коллективе Central Heating Trio, в составе которого выиграл конкурс Jazz Juniors в Кракове (1990), удостоившись при этом и индивидуального приза. Также вместе с Central Heating Цегельский попадал в финалы конкурсов в Леверкузене (Германия) и Хеилаарт (Бельгия), а затем получил приз зрительских симпатий во время концертной трасы «Поморская джазовая осень». За годы выступлений контрабасист успел поиграть с такими именитыми джазменами как Казимеж Йонкиш, Куба Станкевич, Эва Бем, Томаш Станько, Збигнев Намысловский, Войчех Кароляк, Хенрик Миськевич, Збигнев Прейснер и Ян Качмарчик. Кроме того, он сотрудничал с оркестрами Concerto Avenna и Sinfonia Varsovia. С 1993 года Цегельский выступает в Трио Анджея Ягодзиньского. В 1994 году Фонд польской культуры наградил его ежегодной Премией им. Кшиштофа Комеды. С этого времени Цегельский занимается преподаванием. Он ведет класс контрабаса в джазовом отделении Группы государственных музыкальных школ им. Ф. Шопена. Там же с 2005 года он занимает должность вицедиректора по вопросам джазового развития.

ЧЕСЛАВ «МАЛЫ» БАРТКОВСКИЙ



Один из лучших польских барабанщиков, легенда джазовой сцены Польши. Активно выступать он начал еще в 1960 году, когда дебютировал в Far Quartet Ежи Пакульского. Бартковский играл со всеми, кто стоял у истоков польского джаза – Кшиштофом Комедой, Збигневом Намысловским, Чеславом Неменом, Томашем Станько, Адамом Маковичем, Михалом Урбаняком, Уршулой Дудзяк, Войчехом Кароляком, Яном Пташиным-Врублевским и Хенриком Маевским. Он также работал с такими звездами мирового джаза как Арт Фармер, Бен Вебстер, Кларк Терри и Аладар Пеге. В мире нет почти ни одного важного джаз-фестиваля, на котором бы не выступил Бартковский, достаточно перечислить такие, как Newport, Pori, Montreux, The North See, The Berliner Jazz Tage, Molde, The New York Jazz Festival, Tauranga, Comblain La Tour, India Jazz Festival. С 1993 года барабанщик возглавляет отделение джаза Группы государственных музыкальных школ им. Ф. Шопена, а также Джазовую студию в Варшаве. С этого же года он постоянно выступает в Трио Анджея Ягодзиньского. Бартковский был удостоен многочисленных наград и почетных званий в Польше и других странах.




Из интервью Анджея Ягодзиньского с Павлом Михаловским для портала Академии музыки во Вроцлаве (gama.amuz.wroc.pl), 12.05.2010

Павел Михаловский (ПМ): Что для вас джаз?

Анджей Ягодзиньский (АЯ): Вопрос не из легких. Джаз – это музыка для креативных музыкантов. Для тех, кто умеет заразить публику свежестью и оригинальностью своей игры. Джазмен – это человек, который творит прямо сейчас. В джазе никогда нельзя притворяться.

ПМ: Встречается ли вам явление «регионального джаза»? Другими словами, отличается ли джаз в разных странах? Если да, то видите ли вы разницу между джазом в Польше и других странах?

АЯ: Пожалуй, да. В разных регионах мира мы сталкиваемся с типичными для той или иной страны гармоническо-мелодическими фигурами. Эти «исконные» фигуры фактически применяются в конкретной местности и нигде больше. А джазмены переносят определенные идеи из музыки своих народов в джаз. Конечно, существует банк «общемировых» подходов – они, в основном, проистекают из традиции американского джаза. Молодым последователям джаза нужно эти подходы изучать. Им требуется набор умений, и они участся на американском джазе. Но отчасти именно от того, сумеют ли они пересадить на джазовый грунт национальную музыку, зависит, будем ли мы говорить о них как о настоящих мастерах. <…>

Наш коллектив путешествует с конкретным репертуаром, основанном на шопеновской традиции. Однако бывает, что мы готовим сочинение с фигурами, характерными для той или иной страны, чтобы сделать приятное местной публике.

ПМ: Как трио вы играете уже много лет... Как вы друг друга выносите?

АЯ: Действительно, по меркам джазового коллектива мы вместе довольно долго. Думаю, что «феномен нашего долголетия» можно рассматривать на примере музыки, которую мы создаем. Сегодня фактура нашей игры менее плотная – мы ее уже не сгущаем, а наоборот – стараемся побольше насыщать кислородом. Таким образом, мы сохраняем возможности для новых идей... Некоторые трудности возникают, ведь человеку удобно играть с помощью одинаковых фигур, фраз и так далее. Наши приятельские отношения тоже не настолько тесные, мы не встречаемся каждый день... По характеру мы не звезды и не любим конфликтовать – для длительной работы это очень важно... Скорости времени тоже на замечаем.

ПМ: Ваше страндартное «орудие» – это Шопен. Первый диск Трио, записанный в декабре 1993 года, открыл для вас двери концертных залов. Вашу музыку везде признают и принимают за образец. Почему именно Шопен стал вашим главным мотивом?

АЯ: Здесь я сделаю небольшой исторический экскурс. По образованию я не пианист, а волторнист. Я начал играть на фортепиано довольно поздно. Мне захотелось немного поэкпериментировать с Шопеном. Это было увлекательно, и я просиживал над фортепиано много часов, нахватался техники, кое-что добавил от себя. В моем случае музыка Шопена послужила причиной того, что я играю на фортепиано. По прошествии времени, я начал все чаще показываться на людях как музыкант, играющий не на волторне, в на фортепиано. Позднее, уже играя джаз, я услышал запись Gerry Malligan Sextet. Они исполнили Прелюдию e-moll Шопена – полностью, что немаловажно. Прелюдия состоит из двух частей. Первую легко обработать, а вторую – гораздо сложнее, там гармония предъявляет большие требования. Иногда можно услышать поп-переработки, но только первой части. За вторую почти никто не берется. Я подумал, что если можно записать одно сочинение, то почему бы не повозиться с композициями Шопена и не записать целый диск? Меня это вдохновило! Я не предполагал, что от замысла до реализации пройдет так мало времени, поскольку готового материала было немного. Над композициями я работал дома: потихоньку писал, рылся в нотах, придумывал, никуда не спеша. Я отдавал себе отчет, что такая пластинка может вызвать бурю и смести меня с музыкальных прилавков! (смех)
Порядок сочинений на диске, на самом деле, случайный. Поначалу его издатель выступал с идеей, чтобы несколько джазменов записали на нем Шопена в классической манере, в стилистике, похожей на ту, в которой Кейт Джарретт записал 24 прелюдии Баха на Das Wohltemeperierte Klavier. Этот издатель в первую очередь обратился ко мне. Я сказал ему, что не смогу исполнить композиции в оригинале, но могу сыграть в стиле джаз. Он согласился, и так появилась эта пластинка.

Источник: gama.amuz.wroc.pl

Из репортажа Михаила Митропольского в журнале "Джаз.ру":

«...Если частотность обращения к наследию великого поляка (Шопена – прим ред.) вполне оправдана по очевидной причине – мелодической мистичности его музыки, то результат далеко не всегда имеет художественно значимый уровень. Скажем, француза Жака Лусье, специалиста по джазовым метаморфозам музыки И.С. Баха, нередко упрекают во вкусовых прегрешениях, причем при обращении к Шопену это происходит чаще, чем в случае музыки барокко. Именно противопоставляя Лусье и Анджея Ягодзиньского, авторитетный музыкант и композитор Вячеслав Ганелин рекомендует обратить внимание на польского пианиста, по его мнению – носителя отменного вкуса, естественно и органично переносящего идеи Фредерика в наше время».

«Шопен, в первую очередь, волшебник одноголосных мелодических линий, и его последователем в джазе стал в первую очередь музыкант, мысливший похожими категориями – пианист Билл Эванс, за которым закрепилось прозвище «джазовый Шопен». Анджей Ягодзиньский представляет иной подход — это музыкант многоголосья, вертикали, богатой фактуры, а его партнеры – контрабасист Адам Цегельский и барабанщик Чеслав "Малы" Бартковский – аккуратно следуют замыслу лидера. Анджей Ягодзиньский в прошлые годы уже давал шопеновские концерты для российской публики. Напомню, что музыкант родился в 1953 году, в своё время окончил Варшавскую музыкальную академию им. Шопена по классу валторны. Как и многие музыканты, владел фортепиано, но полностью на него переключился в конце 1970-х. После того как ему присудили приз на конкурсе Old Jazz Meeting «Złota Tarka», Анджей всецело посвятил себя джазу. С 1987 года пианист частенько выступал с известной польской певицей Евой Бем. В 1993 году Анджей создал собственный коллектив – Andrzej Jagodziński Trio. В том же году вышел их первый и один из самых резонансных в Европе джазовых альбомов – «Шопен». Альбом трио Ягодзиньского удостоился приза Польской музыкальной промышленности «Фредерик» и награды лодзинского общества любителей джазовой музыки – приза «Мелодия». С тех пор у Ягодзиньского вышло несколько шопеновских проектов, в том числе и с итальянским пианистом Джованни Мирабасси, живущем постоянно в Париже (кстати, это брат великолепного кларнетиста Габриеле Мирабасси, который не так давно выступал в Москве). Не удивляйтесь, двух пианистов в этом проекте, который уже в XXI веке выпустил в высшей степени успешные диски, не было: Анджей Ягодзиньский выступал в них в качестве аккордеониста. Одним из последних альбомов трио стала запись знаменитой си-бемоль минорной сонаты, известной широкой публике по траурному маршу. Этот диск вышел в 2009 году».


Выступление Квинтета Петра Войтасика состоится в рамках Первого Международного фестиваля «Польские звезды мирового джаза», который организуют Анатолий Кролл и Польский культурный центр при содействии Посольства Польши в РФ и Министерства культуры РФ.
Площадка фестиваля: Концертный зал Российской академии музыки им. Гнесиных
Главный информационный партнер фестиваля: журнал и сетевой портал «Джаз.ру»









Малый Ржевский пер., 1, м. Арбатская/Баррикадная
Вход по билетам, тел. +7 495 690-2422

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИЮНЬ ИЮЛЬ