Премьера спектакля Кшиштофа Занусси «Король умирает»

18 марта 2012, 19:00 (премьера) | Московский театр на Таганке (Москва, ул. Земляной Вал, 76/2, м. Таганская) | Вход по билетам театра: +7 (495) 915-1217



Спектакль «Король умирает» по пьесе Эжена Ионеско — признанного классика и драматургии театра абсурда – ставит знаменитый польский режиссер Кшиштоф Занусси.

Пьеса о жизни и смерти – смерти как главном абсурде жизни, сводящей в ничто все усилия человеческого бытия, она поднимает вечные вопросы, с которыми приходится встретиться каждому живущему. Этот «каждый» и есть Король – символический обобщенный образ. Ему сообщают: он скоро умрет – это произойдет в конце спектакля. Действие – заведомо проигранная борьба жизни: попытки схватиться за ее исчезающие ценности, желание отринуть роковую неизбежность, ощущение бессилия, смирение, томительное прощание…

Ассоциативная образность Ионеско, предоставляющая зрителю большую свободу толкования, особенно интересна в прочтении Кшиштофа Занусси – мастера философского кино, принципом работы которого в театре является творческая свобода исполнителей.

В главной роли Валерий Золотухин.



Ближайшие даты исполнения:
18 марта (19:00)
20 марта (19:00)
4 апреля (19:00)
28 апреля (19:00)


Эжен Ионеско
«КОРОЛЬ УМИРАЕТ»

Режиссер – Кшиштоф Занусси (Польша)

Перевод Ольги Ильинской
Автор сценографической идеи – Эва Старовейска
Художник – Ирина Титоренко
Композитор – Войчех Киляр

Действующие лица и исполнители:

Беранже первый, король – В. Золотухин
Королева Маргарита, первая супруга короля Беранже Первого – Л. Селютина, Л. Маслова
Королева Мария, вторая супруга короля Беранже Первого – И. Линдт
Доктор, также хирург, палач, бактериолог и астролог – И. Ларин, С. Ушаков
Джульетта, служанка, сиделка – Т. Сидоренко
Страж — Н. Лучихин


На видео: Валерий Золотухин репетирует свою роль


* * *

ВАЛЕРИЙ ЗОЛОТУХИН
о режиссере, пьесе, спектакле

Для меня встреча с Кшиштофом Занусси – это очень большая творческая удача, и, я уверен, для Театра на Таганке тоже. Прежде всего потому, что театр, артисты имели честь узнать его и работать с ним – с таким удивительным мастером и прекрасным, редким человеком, каким является Кшиштоф Занусси.
Работа с ним – это потрясающее, многогранное впечатление и приобретение для ума и сердца. Занусси замечательный режиссёр, интеллигентный, тонкий, умный, открытый человек. Можно слушать бесконечно, как он - общительный, дружелюбный, делится своими мыслями, воспоминаниями, опытом.
Этот спектакль – не первая моя работа с Занусси. Помню, когда мы все жили у него в доме под Варшавой, словно одна семья, и репетировали пьесу Миллера «Все мои сыновья», объединенные общим интересным делом, он нас опекал, показывал интересные места, возил в Париж. Мы работали спаянно и вдохновенно.
Его дар создавать около себя чувство добра, тепла, заботы и внимания друг к другу способствовал прекрасному творческому самочувствию людей и той необходимой атмосфере, когда все работают сообща и в его «мегагерцах».
Что касается принципа его театральной работы, Занусси – режиссер, который ждет инициативы от актера. Это другая режиссура, не жесткая, постановочная от начала и до финала, когда режиссер знает артистов и выбрал точно, в соответствии с их возможностями, а это режиссура, рассчитанная на сотворчество артиста.
Вы предложите! – он говорит – предложите сами, как вы видите, предложите несколько вариантов и мы выберем вместе, что лучше. Он дает огромную свободу актеру. И в этом его необыкновенная сила. Потому что тогда актер раскрывается, самостоятельно открывает такие стороны, такие створки души, которые в рамках жесткой строгой режиссуры открыть невозможно. И это заманчиво, это дает простор творить. Однако столь небезопасный свободный полет имеет свои минусы и, как ни странно, они могут проявиться тогда, когда спектакль уже есть и играется на публику.

Итак, «Король умирает». Красивый спектакль и с прекрасным текстом.
Спектакль «Король умирает», который предлагает Занусси, несколько отличается от пьесы. Когда-то давно он уже ставил «Короля» в Германии и общался там с Ионеско. И я понимаю, о чем они договорились – что Кшиштоф Занусси абсурд этой пьесы в своей постановке уберет. Либо ему вообще творчески чужд этот жанр, либо он хотел сделать эту пьесу, поднимающую великие вопросы – жизни и смерти – более человечной, более жизненной, осязаемой. А он при всей интеллигентности, мягкой деликатности, бережном обращении — режиссер, можно сказать, железный: то, что он сказал, как решил, будет сделано только так и никак иначе. В этом спектакле звучат вещи лирические, внутренние, сентиментальные. Даже, абсурд сокращен, и пьеса сокращена на треть, но, безусловно, великолепие этого текста осталось. Он, словно хочет обнажить идею, убирая лишнее, отказался от всей атрибутики; корона, скипетр – этого нет, а выбрал, наоборот, для короля – современный, высочайшего класса костюм.

И вот моя роль – король Беранже первый. О чем играть? Играть именно об этом – о жизни и смерти. Играть вот о чем: разве мы думаем о смерти, когда живем? А думать надо – вначале пять минут в день, потом десять, потом по часу, по году… Согласен я с этим? Природа и Всевышний согласия моего не спрашивают. Почему начинаешь ценить жизнь, когда она уже остается… на кончике ножа? «Нам жизни мед дарован был на кончике ножа» – как у нас в другой пьесе; это великие вопросы, которые разуму недоступны, а искусство не решает их, но оно всегда рядом, всегда вместе и… оно с ними одной природы.
Самая моя любимая реплика в этом спектакле: «Она стелет постели. В них ложатся, засыпают, пробуждаются. Заметила ли ты, что просыпаешься каждый день? Какое блаженство просыпаться ежедневно! Каждое утро рождаться вновь». Вот это: замечаешь ли ты каждое утро, что дышишь? Ты никогда не думаешь о том, что дышишь. А ведь это чудо. Когда ты не можешь дышать, оказывается, что это – чудо.
Но он умирает. Притом, ему говорят: «Вы умрете, осталось полтора часа». Он пытается оттянуть, отвлечься, и понимает, что все, конец, и это происходит на публике, и неминуем конец спектакля, а, значит, и его смерть, и все вокруг настаивает на ней. А он – король, властелин, он владел миром; это особое сознание, и оно сопротивляется и говорит, что после него все должно быть уничтожено, оставлено только его имя, портреты: «…Пусть извивы рек образуют мой профиль. Мое тело пусть сохранят во дворце нетленным…» Это человек – в неком бреду, диктатор заговаривается, но ум еще не умер, мозг соображает, понимает, что это невозможно, так не бывает. И тогда он сбрасывает – нет, нет, не надо, никто не будет помнить…; все эгоисты и думают только о себе, ладно, пусть, пусть все останется.
«Иди и убей двух пауков в моей спальне, я не хочу, чтобы они меня пережили. Нет, постой, я передумал, пусть живут. Может, они будут помнить обо мне».
Смерть – неизбежная и неотвратимая, по Ионеско, и есть главный абсурд жизни, невыносимый, сводящий на нет все ее усилия, предстоящий каждому.






Москва, ул. Земляной Вал, 76/2, м. Таганская
Вход по билетам театра: +7 (495) 915-1217

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ
15
События 15 декабря 2017
12:00 Зыгмунт Краузе выступит в Москве
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31