ШИФРЫ Войцеха Хаса: лучшие ранние фильмы

4-8 апреля 2012 (см. расписание внизу) | Кинотеатр им. Моссовета, Малый зал (Москва, Преображенская пл., 12, м. Преображенская площадь) | Вход по билетам, телефон для справок: +7 (495) 963 03-22


Фрагмент из фильма «Петля»

Войцех Ежи Хас (1925, Краков – 2000, Лодзь) почти всю жизнь провел в Кракове – городе особенном, который издавна вдохновлял своей магической атмосферой художников и писателей. Хас сторонился активного участия в жизни профессионального сообщества, ему было комфортно находиться вдали, держать дистанцию. Он славился неразговорчивостью – возможно, еще и поэтому в его фильмах решающая роль всегда принадлежит изображению. Впрочем, нельзя забывать, что Хас учился живописи в Академии изящных искусств. Параллельно окончил курсы кинематографической подготовки, которые были организованы после войны в Кракове (за несколько лет до открытия киношколы в Лодзи).
Как и многие другие режиссеры его поколения, Хас начинал в документалистике. Полнометражный игровой дебют состоялся относительно поздно, в 1957 году. И сразу стало очевидно, что экспрессионистская «Петля» по одноименному рассказу бунтарского писателя Марека Хласко не вписывается в канон классической «польской школы» с ее социально-исторической проблематикой. Критика называла эту ленту самой «черной», самой пессимистичной чуть ли не за всю историю польского кино. Дальше Хас несколько изменил интонацию, обогатив ее лирико-ностальгическими тонами, и тем не менее общее звучание неизменно оставалось трагическим, безысходным. Со временем картины режиссера все более тяготели к сюрреализму, что наиболее полно выразилось в его единственной ленте 70-х – «Санаторий под клепсидрой» по роману Бруно Шульца (1973). Визуальная изобретательность и пышность достигают пика в трех последних фильмах режиссера, которые позволяют сравнивать его с Питером Гринуэем, однако представляются не столь бесспорными, как предыдущие ленты. В последние годы он не снимал, посвятив себя работе с начинающими кинематографистами. С 1990 по 1996 годы Хас был ректором киношколы в Лодзи (режиссуру он преподавал там с 1974). Также стал первым директором и художественным руководителем студии «Индекс», действующей при киношколе, и помогал делать первые серьезные шаги в профессии таким известным ныне режиссерам, как Малгожата Шумовская или Мариуш Гжегожек.
В этой ретроспективе мы представляем ранний, камерный период творчества Хаса, в котором практически каждая картина – жемчужина, навсегда вошедшая в историю кино. Замечательный киновед Мария Корнатовская однажды сказала: «Он не гонится за актуальностью, не дает обмануть себя сиюминутной конъюнктуре, но в то же время его фильмы связаны – и притом глубоко – с современностью». Возможно, это важнейшая черта Хаса, его главный шифр.

Основная фильмография

1957 Петля / Pętla
1958 Прощания / Pożegnania
1959 Общая комната / Wspólny pokój
1961 Расставание / Rozstanie
1962 Золото / Złoto
1963 Как быть любимой / Jak być kochaną
1965 Рукопись, найденная в Сарагосе / Rękopis znaleziony w Saragossie
1966 Шифры / Szyfry
1968 Кукла / Lalka
1973 Санаторий под клепсидрой / Sanatorium pod klepsydrą
1983 Скучная история / Nieciekawa historia
1985 Писака / Pismak
1986 Личный дневник грешника… написанный им самим / Osobisty pamiętnik grzesznika... przez niego samego spisany
1988 Необычайное путешествие Бальтазара Кобера / Niezwykła podróż Baltazara Kobera



4 апреля 19-30
«ПЕТЛЯ» / «Pętla», 1957, 96 мин.

5 апреля 19-30
«ПРОЩАНИЯ» / «Pożegnania», 1958, 97 мин.

6 апреля 19-30
«ОБЩАЯ КОМНАТА» / «Wspólny pokój», 1959, 92 мин.

7 апреля 17-00
«КАК БЫТЬ ЛЮБИМОЙ» / «Jak być kochaną», 1963, 97 мин.

8 апреля 17-00
«ШИФРЫ» / «Szyfry», 1966, 80 мин.



«Петля» / «Pętla»
1957 – 96 мин. – ч/б
Сценарий: Марек Хласко (по его одноименному рассказу), Войцех Ежи Хас
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Густав Холубек, Александра Шлёнская, Тереса Шмигелювна, Тадеуш Фиевский



Разворачивающийся практически в реальном времени рассказ об алкоголике, пытающемся побороть болезнь. Не в силах ждать свою девушку, с которой они должны пойти к врачу, главный герой отправляется бродить по мрачным обшарпанным улицам Вроцлава… Один рецензент писал после выхода картины: «Идите на “Петлю” – это хороший, смелый, честный фильм». Он еще не знал, что эта поразительная лента – первый шаг будущего классика.

«Прощания» / «Pożegnania»
1958 – 97 мин. – ч/б
Сценарий: Станислав Дыгат (по его одноименному роману), Войцех Ежи Хас
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Мария Ваховяк, Тадеуш Янчар, Густав Холубек, Станислав Яворский



Любовная история Павла – молодого человека из состоятельной семьи, мечтающего вырваться из своего круга, где правит лицемерие, и Лидки – танцовщицы «с принципами». Их странный короткий роман прервет война, но они встретятся в 1945-м… «Прощания» проникнуты «фирменным» хасовским сочетанием меланхолии и иронии. С этим фильмом связано также начало карьеры известной певицы Славы Пшибыльской, в исполнении которой звучит песня «Помнишь, была осень…». Картина получила приз ФИПРЕССИ на МКФ в Локарно.

«Общая комната» / «Wspólny pokój»
1959 – 92 мин. – ч/б
Сценарий: Войцех Ежи Хас (по одноименному роману Збигнева Униловского)
Оператор: Стефан Матыяшкевич
В ролях: Мечислав Гайда, Густав Холубек, Адам Павликовский, Беата Тышкевич, Ирена Нетто



Психологический рассказ об обитателях одной комнаты в варшавском доме – обреченных на бездействие молодых интеллектуалах в межвоенной Польше. Их безуспешные попытки найти место в обществе, работу, счастье в результате приводят к катастрофе…

«Как быть любимой» / «Jak być kochaną»
1963 – 97 мин. – ч/б
Сценарий: Казимеж Брандыс (по его одноименному рассказу)
Оператор: Стефан Матыяшкевич
В ролях: Барбара Краффтувна, Збигнев Цибульский, Венчислав Глиньский, Здзислав Маклякевич, Веслав Голас



Известная актриса Фелиция по пути в Париж вспоминает, как во время оккупации укрывала молодого актера от гестаповцев. Из любви к нему она была готова идти на любые жертвы… Некоторые критики называли этот фильм венцом «польской школы», поскольку в нем Хас предложил совершенно иную, личностную концепцию взгляда на военное прошлое. Вместе с тем критик Войцех Ендркевич отметил: «Наверное, это одна из наиболее совершенных в нашем кино попыток перевода литературного текста на кинематографический язык». Картина получила три награды на МКФ в Сан-Франциско: за лучший фильм, лучший сценарий и лучшую женскую роль.

«Шифры» / «Szyfry»
1966 – 80 мин. – ч/б
Сценарий: Анджей Киёвский (по его одноименному рассказу)
Оператор: Мечислав Яхода
В ролях: Ян Кречмар, Збигнев Цибульский, Игнаций Гоголевский, Ирена Хорецкая, Барбара Краффтувна



Полная глубокого драматизма и внутреннего напряжения психологическая драма о разрушительной силе военного прошлого: те, кто пережил войну, не могут забыть ее и вернуться к нормальной жизни, те же, кто оказался в стороне, не в состоянии понять мысли и чувства первых. Главный герой ленты Тадеуш, пожилой участник Первой мировой, Вторую проведший в эмиграции, возвращается в родной Краков по просьбе старшего сына Мачека. Дома он встретит жену, у которой после смерти младшего сына помутился рассудок. Тадеуш пытается узнать правду об обстоятельствах его гибели, но все, что рассказывают родственники и свидетели, напоминает шифры, не поддающиеся разгадке…


Организаторы ретроспективы:

Государственный центральный музей кино
Польский культурный центр в Москве
Общественный центр Восточного округа «Моссовет»










Москва, Преображенская пл., 12, м. Преображенская площадь
Вход по билетам, телефон для справок: +7 (495) 963 03-22

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

МАРТ АПРЕЛЬ