«За железным занавесом»: искусство в Советском Союзе и Польше

22 августа – 8 октября 2012 | Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства (Москва, ул. Делегатская, 3, м. «Новослободская»/«Цветной бульвар»/«Маяковская») | Вход по билетам, в кассах музея, +7 (495) 609-0146



<< Статья о выставке в «Российской газете» >>

Выставка являет собой пример «проблемной презентации» коллекции: на основе собранного Петром Новицким богатого художественного материала предлагается осмыслить политические, социальные и художественные процессы, происходившие в жизни обеих стран на протяжении пятидесяти послевоенных лет.

Рассматривая сегодня наше недавнее прошлое, мы можем переживать его в ином контексте. Ортодоксальные художественные формы ушедшего времени сегодня становятся особой художественной реальностью, представляя свою версию социальных и культурных процессов ХХ столетия и ведя диалог с культурой андерграунда.

Экспозиция выставки разбита на несколько разделов.

«Торжество идеологии» включает произведения, выполненные в духе соцреализма и сгруппированные вокруг таких тем, как «Революция», «Ленин – Сталин», «Великая Отечественная война», «Перекуем мечи на орала», «Счастливый человек», «Интеллигенция».

В разделе «Предшественники» представлены работы крупнейшего скульптора ХХ века Катажины Кобро и одной из самых заметных фигур польского авангарда – Владислава Стржеминского.

Следующий раздел посвящен так называемому второму авангарду в Польше. Начиная с выставки 1955 года в варшавском Арсенале польские художники могли работать без значительных идеологических ограничений. В Кракове Тадеуш Кантор вместе с Ионашем Стерном, Эрной Розенштейн и другими возобновил деятельность созданной в 1930-х годах Краковской группы, а в Варшаве Мариан Богуш основал галерею «Кшиве Коло», в которой выставлялись включенные в этот раздел Тадеуш Доминик, Стефан Геровский.

Шестидесятые годы в Советском Союзе также оказались временем перемен. Работы художников этого периода можно увидеть в секциях выставки «Абстракция» и «Фигуративное искусство».

Неофициальная художественная жизнь 1970-х – 80-х годов представлена работами Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Эдуарда Штейнберга, Владимира Янкилевского, Владимира Яковлева, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Николая Вечтомова, Эрнста Неизвестного и других.

Часть выставки – «Знак и значение» – напоминает о символе и его значении в живописи периода с 1960-х по 80-е годы. В этом разделе преобладает геометрическая абстракция, представленная Генриком Стажевским, Рышардом Винярским и Хенриком Берлеви, а также работами Хенрика Мусяловича, Мариана Чапли.

Результатом объявленного 13 декабря 1981 года Войцехом Ярузельским военного положения, вывода на улицы польских городов тысяч солдат, введения комендантского часа и обострения цензуры был общепольский протест против репрессий. Отсюда название раздела – «Искусство протеста», включающего работы Ежи Рышарда Зелинского, Веслава Шамборского, Владислава Хасера, Яцека Срока, Кшиштофа Ваховяка, Мариана Чапли, Тадеуша Боруты.

Начатая Михаилом Горбачевым перестройка привела к распаду не только Советского Союза, но и всего блока социалистических государств Центральной и Восточной Европы. Раздел выставки, посвященный искусству 1980-х годов в России, назван «Трансформация», здесь представлены работы Ильи Кабакова, Эрика Булатова, Владимира Немухина, Эдуарда Гороховского, Бориса Жутовского, Анатолия Брусиловского, Бориса Бича, Дмитрия Врубеля и других.

Организаторы выставки:
Государственный центр современного искусства, Фонда польского современного искусства в Варшаве, Института Адама Мицкевича, Национальный музей в Гданьске






Москва, ул. Делегатская, 3, м. «Новослободская»/«Цветной бульвар»/«Маяковская»
Вход по билетам, в кассах музея, +7 (495) 609-0146

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

МАРТ АПРЕЛЬ