Польское киноискусство на КРЯКК

3-4 ноября 2012 (расписание см. внизу) | Международный выставочно-деловой центр «Сибирь» (Красноярск, ул. Авиаторов, 19 | Вход по билетам

Красноярская ярмарка книжной культуры (КРЯКК) предлагает новаторский подход к пропаганде чтения: презентацию бытования книги в современном мультимедийном культурном поле, анализ эволюции и трансформации книги в ее конкурентной борьбе с новыми видами искусств и информационными носителями. В тематику ярмарки органично вписываются и образцы современного польского киноискусства: видеоарт-фильм Леха Маевского «Стеклянные губы» и анимационные фильмы молодых режиссеров.

3 ноября, 20:00 | Красноярский музейный центр (Красноярск, пл. Мира, 1)

ПОКАЗ ФИЛЬМА «СТЕКЛЯННЫЕ ГУБЫ»

Показ состоится в рамках «Музейной ночи» (КРЯКК в гостях у Стрелки).

«СТЕКЛЯННЫЕ ГУБЫ» (Szklane usta)
реж. Лех Маевский, Польша, 2007, 94 мин.



Этот фильм на 94 минуты, практически без слов – полнометражный видеоарт. Сам Лех Маевский – один из самых известных польских режиссеров современности. Автор признанных кинематографических работ, победитель и участник различных секций фестивалей в Каннах, Берлине, США и др. странах. Отдельная тема в творчестве Маевского – арт в многообразных проявлениях (достаточно вспомнить последний фильм Леха «The Mill and the Cross» (2010) – фантазию на тему жизни Брейгеля, буквально разворачивающуюся на фоне его знаменитой работы «Мельница и крест», с участием Майкла Йорка и Шарлотты Рэмплинг).
Главный герой фильма – молодой поэт. Мужчина, лежащий в психиатрической больнице, раскрывается посредством снов, видений и страхов. Маевский убежден, что мир воображаемый куда богаче реального, Не двигаясь с места, можно прожить жизнь интенсивнее. Последовательный ряд образов в «Стеклянных губах» создает новый тип киноповествования – отрицание линеарности и диалогов. Здесь не произносится ни одного слова, а помощь в восприятии единой целостной картины создают музыка, творчески созданный звук и изображение. При просмотре «Стеклянных губ» зритель постоянно ловит себя на конфабуляции, впрочем, в зависимости от личностных ассоциаций, появляются различные версии ощущений и мотивов, подобно герою «Сада расходящихся тропок» Борхеса.


4 ноября, 14:00 | Международный выставочно-деловой центр «Сибирь» (Красноярск, ул. Авиаторов, 19), Сцена 2

МОЛОДАЯ ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ

(общая продолжительность: 86 мин.)
Куратор программы: Мариуш Фрукач
Ведущая программы: Дина Назарова, программный директор Фестиваля польского кино в Сибири, полонист, переводчик

Мариуш Фрукач
Молодая кровь польской анимации


Первый набор в мастерскую кинорисунка, которую вел Казимеж Урбаньский в Академии изящных искусств в Кракове, и которую принято считать началом системы образования в области анимационного кино в Польше, произошел в то же самое время, что и символический старт польской анимации как искусства, а именно в 1957 году, когда состоялась премьера фильма «Жил-был...» Валериана Боровчика и Яна Леницы. Это совпадение замечательно отражает характер польского образования, ориентированного на формирование художников, а не умелых ремесленников. В обучении будущих поколений аниматоров участвуют выдающиеся творцы (Петр Думала, Ежи Куча, Иероним Нойман, Мариуш Вильчиньский), а богатое техническое оснащение школ обеспечивает высокий технический уровень студенческих фильмов.
В Польше существует четыре основных центра обучения анимации. Три из них функционируют в Академиях изящных искусств (Краков, Познань, Варшава), четвертый – это факультет анимации и спецэффектов в Государственной высшей школе кино, телевидения и театра в Лодзи. Каждое из этих мест имеет свою специфику и несколько отличный от других профиль. Лодзь и Познань ориентированы на комплексное образование большим коллективом преподавателей с разными взглядами и интересами. Обучение в таком анимационном "котле" приносит в результате большое разнообразие творческих подходов и лучшую подготовку в плане мастерства кинорежиссера. В свою очередь, программа обучения в Кракове и Варшаве имеет более авторский характер и определяется главным преподавателем (Ежи Кучей и Иеронимом Нойманом соответственно). Работы студентов двух этих школ нередко отличаются особой чуткостью к пластике изображения, экспериментальным запалом и авторским характером.
В представленную программу включены самые интересные фильмы за последние 5 лет из Академий изящных искусств в Варшаве и Познани, а также из киношколы в Лодзи. Выбрать их было нелегко, поскольку в Польше каждый год появляется примерно 15-20 интересных анимационных фильмов, снятых студентами. Зрители увидят в этих работах повышенный интерес режиссеров к классическим техникам (рисунок, перекладка, кукольная анимация), которые переживают сегодня ренессанс, и попытки обновить формулу компьютерной анимации и уйти от реалистичности, которая была так популярна еще несколько лет назад (например, Summertime, «Телка»). Помимо большого технического разнообразия студенческую анимацию отличает также широкий тематический спектр. Молодые режиссеры с удовольствием рассказывают о любви («Телка», «Остаток мира») и дружбе (The Rabbit Case), детских травмах (Весьма своеобразный вечер), критикуют бессмысленное потребление (Торговый центр) и переизбыток информации («Поговори с ним»), с изрядной долей юмора смотрят на общество (Трамвай) и разъедающие его патологии («Ярмарка орхидей»), а также ищут лекарство от одиночества и неудовлетворенности современного человека («Дрожащие хоботы»). Не обходится и без смелых, экспериментальных по форме размышлений о физической сложности мира («Суперструна») и животной природе человека («Протозоа»). Рядом с горькой задумчивостью и рефлексией, которые в течение многих лет были фирменным знаком польской анимации, возникает все больше сложного юмора, теплой иронии и даже элементов ужаса. Все эти фильмы награждались на польских анимационных фестивалях, а некоторые картины (например, «Телка») имели успех и за границей (Аннеси, Оттава). Предлагаемая программа, конечно же, не исчерпывает всего спектра творческих стратегий, явлений и индивидуальностей в молодой польской анимации, но является своего рода картой, на которой обозначены основные тенденции и течения, характерные для поколения двадцатилетних.

***



«ТЕЛКА» (Laska), 2008, 6 мин.
реж. Михал Соха (Platige Image)

Юмористическая история о взаимоотношении полов, «взятая из жизни». Случай, символически изображающий состояние влюбленности и его последствия. Встреча с мужчиной, игра, танцы, любовный акт.

---



«ТРАМВАЙ» (Tramwaj), 2007, 8’30 мин.
реж. Моника Кучинецкая (Академия изящных искусств в Познани)

Гиперболизированный, местами абсурдный образ городской реальности, увиденный с точки зрения вагоновожатого трамвая. Фильм словно в кривом зеркале показывает поведение людей разного возраста и разных общественных слоев: подвыпившего мужчины, женщины с необъятным декольте, контролера – и даже свиньи, сбежавшей с мясокомбината.

---



«ПОГОВОРИ С НИМ» (Porozmawiaj z nim), 2010, 7’30 мин.
реж. Агата Прентка (Академия изящных искусств в Познани)

Фильм затрагивает проблему потока информации в современном мире и говорит не только о необходимости отфильтровывать все то, чем нас постоянно атакуют, но также о необходимости выражать собственные мысли и быть выслушанным.

---



«ТОРГОВЫЙ ЦЕНТР» (Galeria), 2010, 4’44 мин.
реж. Роберт Прох (Академия изящных искусств в Познани)

Гротескная иллюстрация выходного дня современной супружеской пары с собачкой. Меткие наблюдения автора за навязчивыми ритуалами в современных святынях потребления поданы в легкой и забавной форме. В шопоголическом балете, исполненном в ритме зажигательной музыки, нетрудно забыть об основополагающих ценностях.

---



«ОСТАТОК МИРА» (Reszta świata), 2008, 6’40 мин.
реж. Агата Гожондек (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Фильм о любви. Одинокий паяц ищет в толпе родственную душу. Есть ли в современном мире место Другому? Удастся ли герою вырваться из серой массы?

---



«СУПЕРСТРУНА» (Superstruna), 2009, 5 мин.
ре. Анджей Йобчик (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Мир элементарных частиц прекрасно характеризуют слова Ричарда Фейнмана: «Если вы думаете, что понимаете квантовую механику, значит, вы ее не понимаете». «Суперструна» представляет вольную художественную интерпретацию загадочного мира кварков и атомов. Энергия, волна и гравитация – таких понятий касается этот фильм.

---



THE RABBIT CASE, 2009, 10’20 мин.
реж. Якуб Вроньский (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Фильм о дружбе и ответственности. Он рассказывает о поучительном приключении двух симпатичных героев – Зайчика и Волка, перенося нас в мир, где сказка переплетается с «человеческой» реальностью.

---



«ВЕСЬМА СВОЕОБРАЗНЫЙ ВЕЧЕР» (Wieczór wielce osobliwy), 2009, 10’10 мин.
реж. Кацпер Замарло (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Короткий рассказ об увлечениях и травмах детства, а также об их печальных и опасных последствиях во взрослой жизни.

---



SUMMERTIME, 2009, 9 мин.
реж. Циприан Пивоварский (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

В мире, где далеко за горизонт простирается океан пшеницы, живут ловцы зерна. Единственным участком суши им служит старая деревянная мельница, а где-то в глубинах зернового моря живет одинокая девушка.

---



«ЯРМАРКА ОРХИДЕЙ» (Kiermasz storczyków), 2009, 8’30 мин.
реж. Наталья Дзедзиц (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Фильм рассказывает о страстном увлечении жителей одной гористой деревни. Их интерес очень быстро перерастает в привычку и даже в помешательство. Они начинают собирать по всей деревне металлические предметы… и не останавливаются ни перед чем.

---



«ПРОТОЗОА» (Protozoa), 2010, 5’35 мин.
реж. Анита Квятковская-Накави (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Сквозь объектив микроскопа мы наблюдаем за разыгранным на лабораторном стеклышке необыкновенным абстрактно-фигуративным спектаклем. Его героем является человек, который при столь сильном увеличении обнажает свою животную натуру. Студентка в работе 1 курса умело соединила ясность повествования с экспериментальной пластикой анимации в киселе.

---



«ДРОЖАЩИЕ ХОБОТЫ» ("Drżące trąby"), 2010, 3’30 мин.
реж. Наталья Брожиньская (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

Недовольный своей физиономией Пафнутий – меховой недотепа с латексным хоботом – с завистью смотрит на фотографию Каласантия, который кажется ему пышущим здоровьем и душевным спокойствием примером для подражания. Тем временем одинокий Калась испытывает подобные чувства… Полная удивительного взрывного юмора и жизненной мудрости камерная история о разрушительной силе негативных эмоций, закадровое повествование в которой представляет обаятельный монолог режиссера Натальи Брожиньской.








Красноярск, ул. Авиаторов, 19
Вход по билетам

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

МАРТ АПРЕЛЬ