Фестиваль «Докуманимо»: польская документальная анимация

15-17 марта 2013 (расписание сеансов см. ниже) | Кинотеатр «Художественный», Золотой зал (Москва, Арбатская пл., 14, м. «Арбатская») | Вход свободный, информация по тел.: +7 (495) 691-02-47



Почти на протяжении века было принято считать, что мультипликация подходит более всего для изображения сказочного, ирреального, гротескного и никак не годится для отражения реальной жизни с ее повседневными и политическими проблемами. Однако с приходом XXI века концепция эта кардинально изменилась, и художники обнаружили для себя новые грани привлекательности анимации – в области документального кинематографа.
Создательница одного из самых нашумевших анимационных фильмов минувшего года Анка Дамиан объясняет это так: «Я думаю, что настоящего документального кино не существует! Одно присутствие камеры уже меняет всю ситуацию вокруг нее. И присутствие человека рядом с этой камерой тоже все меняет. Не говоря о том, что камера снимает с определенной точки, в определенном месте и в определенное время, которые были кем-то выбраны. Потом происходят монтаж, текст, музыка… Все это уже не есть реальность в ее чистом виде. И на каком-то подсознательном уровне тут проявляется конфликт. Потому что увиденное – это вроде бы правда, но в то же время и не правда вовсе, а лишь только то, что режиссер считает правдой. Когда же на эту реальность наложены художественные слои, это становится как бы более честным высказыванием. Фильм перестает претендовать на то, чтобы быть тем, чем на самом деле не является».
Однако дело не только в честности, о которой говорит Дамиан. Документалисты, обращаясь к анимации, и аниматоры, обращаясь к документальным, выдернутым из жизни темам, обретают сегодня новый способ говорить о волнующих их проблемах: в этом способе сочетаются арт и предельный реализм, появляется возможность избежать лишней натуралистичности и обогатить свое высказывание за счет ярких метафор, а главное – рождается новая, более сложная и тонкая манера обсуждения человеческих проблем, нежели это принято было в документалистике и анимации раньше.
Сегодня авторы только осваивают возможности документальной анимации, и среди пионеров в этой жанровой экспедиции можно назвать Польшу, которая выпустила за последние годы целый ряд важных и интересных работ этого жанра. Тут и «Город плывет» Бальбины Брушевской, и «Юный почтальон» Дороты Кобели, и «Докуманимо» Малгожаты Босек. И, конечно, великолепный польско-румынский «Крулик» режиссера Анки Дамиан.
Небольшой фестиваль «Докуманимо», организованный Польским культурным центром и Золотым залом кинотеатра «Художественный», представляет две программы польской документальной анимации: от ее предтечей до ярких образцов жанра, созданных в XXI веке.

Мария Терещенко, куратор программы

В программе:

«Крулик: дорога в загробную жизнь»
реж. Анка Дамиан, Польша/Румыния, 2011, 73 мин.




Фильм основан на реальных событиях: история румына Клаудиу Крулика, ложно обвиненного польскими властями в воровстве и брошенного в тюрьму. Протестуя против произвола и отсутствия нормального следствия, Крулик объявил голодовку и провел без еды несколько месяцев при полном равнодушии всех ответственных лиц, включая румынских дипломатов и членов собственной семьи. Крулик умер от истощения спустя несколько часов после того, как его выпустили из заключения, и смерть его стала причиной грандиозного международного скандала с отставкой влиятельных чиновников.
Эту историю Анка Дамиан начинает легко, с юмором, вполне увлекательно и даже беззаботно, чтобы к финалу довести до острейшей и высочайшей ноты – заставить зрителя лично и глубоко интимно воспринять эту утрату – смерть человека. «Крулик» получил Гран-при на анимационном фестивале в Аннеси и множество других кинонаград.

Сеансы:
16 марта в 16.00
17 марта в 16.00
Фильм демонстрируется с русскими субтитрами
Возрастные рекомендации: 18+


«Город плывет»
Сборник короткометражных фильмов




  • «Школа» («Szkoła»), реж. Валериан Боровчик, 1958, 7 мин.
  • «Сладкие ритмы» («Słodkie rytmy»), реж. Казимеж Урбаньский, 1965, 6 мин.
  • «Сын» («Syn»), реж. Рышард Чекала, 1970, 10 мин.
  • «Путешествие в Испанию» («Podróż do Hiszpanii»), реж. Богдан Новицкий, 1983, 8 мин.
  • «Гонка» («Wyścig»), реж. Марек Серафиньский, 1989, 6 мин.
  • «Докуманимо» («Dokumanimo»), реж. Малгожата Босек, 2007, 10 мин.
  • «Город плывет» («Miasto płynie»), реж. Бальбина Брушевская, 2009, 17 мин.
  • «Юный почтальон» («Mały listonosz»), реж. Дорота Кобеля, 2010, 4 мин.
  • «Бумажная коробка» («Papierowe pudełko»), реж. Збигнев Чапля, 2011, 9 мин.
  • «Noise», реж. Катажина Киек, Пшемыслав Адамский, 2011, 7 мин.

    Общая продолжительность программы: 84 мин.

    Сеансы:
    15 марта в 20.00
    17 марта в 18.00
    Возрастные рекомендации: 14+







    Москва, Арбатская пл., 14, м. «Арбатская»
    Вход по билетам

  • КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

    МАЙ ИЮНЬ
    01
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    09
    10
    11
    12
    13
    14
    16
    19
    27
    29