Польское кино: особые приметы.
часть 2

7–30 мая 2013, расписание см. ниже | Дом актера (Самара, ул. Вилоновская, 24) | Вход по условиям киноклуба «Ракурс», информация по тел.: +7 (846) 332-0845


Фрагмент фильма Анджея Вайды «Слоеный пирог» (1968)

Киноклуб «Ракурс» и Польский культурный центр в Москве, спустя почти 10 лет, объединяют свои усилия и проводят в Самаре полноценный фестиваль польского кино. Основная его часть приходится на май. Для самарских зрителей мы собрали букет из фильмов разных времен и жанров: здесь и раритетная комедия Анджея Вайды «Слоеный пирог» (1968), снятая по сценарию Станислава Лема, и дискуссионная бытовая драма «На вылет» (1973) великого авангардиста Гжегожа Круликевича, и две обзорные программы шедевров анимации – классической и экспериментальной, и дорожная зарисовка документалиста Марцеля Лозиньского «89 мм до Европы» (1993) – и многое, многое другое.

«Это кино для истинных гурманов киноискусства всегда было ориентиром подлинного вкуса, актуальности, смелости, таланта, поиска и эксперимента, – пишет глава „Ракурса” Михаил Куперберг. – С середины 50-х годов ХХ века в Польше творили и творят выдающиеся кинематографисты, как в игровом кино (режиссеры Анджей Вайда, Ежи Кавалерович, Роман Поланский, Кшиштоф Кесьлевский, Ежи Сколимовский, Кшиштоф Занусси и многие другие, блестящая школа кинооператоров, композиторов кино, актеров), так и в документальном (тот же Кесьлевский, Марцель Лозинский и др.), и в авангардном анимационном кино (Валериан Боровчик, Ян Леница, Збигнев Рыбчинский, Ежи Куча, Петр Думала и др.). „Ракурс” всегда щедро показывал лучшие произведения польской кинематографии, в 1997 году к нам приезжал К. Занусси, а в 2004-м мы проводили совместно с Польским культурным центром фестиваль польского кино. Сегодня появилась уникальная возможность показать те шедевры, которые по разным причинам не удавалось показать ранее. В рамках нашего фестиваля „Польское кино: особые приметы”, который начнется 18 апреля и завершится в мае, можно будет увидеть редкие работы практически всех лидеров польского кинематографа».

Программа:

7 мая 2013, 19.00
Большой зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

«СПИРАЛЬ» / «Spirala»
Польша, 1978, 85 мин., закадровый перевод
Режиcсер: Кшиштоф Занусси
В ролях: Ян Новицкий, Майя Коморовская, Зофья Куц, Александр Бардини, Петр Гарлицкий




На турбазе в Татрах однажды появляется мужчина, поведение которого кажется странным, вызывающим, непонятным. На следующий день он исчезает, и все обитатели начинают искать его... Это одна из самых главных лент Кшиштофа Занусси – несомненного мастера психологической драмы. Трудно найти в польской кинематографии другой фильм, столь откровенно и даже провокационно говорящий о смерти, о том, что человек никогда не может до конца приготовиться к ней и принять.

«СЛОЕНЫЙ ПИРОГ» / «Przekładaniec»
Польша, 1968, 35 мин., закадровый перевод
Режиссер: Анджей Вайда
Автор сценария: Станислав Лем
В ролях: Богумил Кобеля, Рышард Филипский, Анна Пруцналь, Ежи Зельник




Этот короткий телевизионный фильм стоит особняком в творчестве Вайды, поскольку представляет собой гротескную «комедию в стиле поп-арт» (по определению киноведа Т. Любельского). Автор сценария «Слоеного пирога», главный польский фантаст Станислав Лем, кажется, в некотором смысле даже пародирует научную фантастику. Впрочем, возможно, это ощущение возникает потому, что сегодня трансплантология уже не является чем-то сверхъестественным…

14 мая 2013, 19.00
Большой зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

«НАВЫЛЕТ» / «Na wylot»
Польша, 1972, 70 мин., закадровый перевод
Автор сценария и режиcсер: Гжегож Круликевич
В ролях: Франчишек Тшечак, Анна Неборовская, Ирена Ладось, Ежи Блок, Люцина Винницкая, Ежи Штур




Полнометражный дебют Гжегожа Круликевича – самого последовательного в истории польского кино экспериментатора и теоретика, автора теории «закадрового кинематографического пространства». Основанный на реальных событиях фильм повествует о жестоком и хладнокровном убийстве, совершенном молодой супружеской парой в 1930-е гг. в Польше. Круликевич облекает эту историю в ярчайшую форму: невероятные ракурсы, «нелогичные» композиции кадров, практически полное отсутствие слов и эксперименты со звуком. А за всем этим – проникнутая отчаянием, безысходностью и в то же время пафосом жертвенности картина. «Навылет» вызвал восхищение критики и возмущение зрителей – и до сих пор становится предметом жарких дискуссий.
см. фрагмент

«КРОЛИК ПО-БЕРЛИНСКИ» / «Królik po berlińsku»
Польша, 2009, 40 мин., субтитры
Режиcсер: Бартек Конопка




Эта уникальная документальная лента-метафора создавалась командой истинных киноэнтузиастов на протяжении четырех лет – если не считать, что изначальный замысел родился у классика польской документалистики Марцеля Лозиньского 20 с лишним лет назад, когда была разрушена Берлинская стена.
История самого необычного в мире ограждения показана в фильме Конопки с точки зрения диких кроликов, которые волею судеб оказались заключенными на так называемой «полосе смерти», отделявшей Восточный Берлин от Западного.


16 мая 2013, 19.15
Малый зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

ПОЛЬСКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ АНИМАЦИЯ
Одиннадцать фильмов, собранных в этой программе, представляют собой достаточно субъективный выбор лучших польских анимационных картин последних сорока лет XX века и начала XXI. Конечно, эта подборка не дает полной картины достижений польского анимационного кино, а всего лишь обращает внимание на несколько выдающихся режиссеров и их произведения, главным образом времен «золотой эры» – эпохи, открытой первыми работами Яна Леницы и Валериана Боровичка конца пятидесятых годов и завершившейся введением военного положения в 1981 году. Решительный перевес в этой программе фильмов, снятых в технике перекладки, не случаен: эта техника, популяризированная именно Леницей и Боровчиком, на долгие годы стала в известной степени фирменным знаком польской авторской анимации.



Фильм Стефана Шабенбека «Все есть число» (1966)

«Лабиринт» («Labirynt»), 1961, 15 мин.
реж. Ян Леница (Студия киноминиатюр)



Человек на искусственных крыльях прилетает в прекрасный город, где все на поверку оказывается игрой видимостей. Один из важнейших анимационных фильмов в истории кино, являющийся метафорой тоталитарной системы.

«Красное и черное» («Czerwone i czarne»), 1963, 6’30 мин.
реж. Витольд Герш (Студия киноминиатюр)



Нарисованная кистью история о тореадоре и быке с неоднозначным финалом.

«Кресло» («Fotel»), 1963, 5’40 мин.
реж. Даниэль Шчехура ("Се-Ма-Фор")



В огромном здании проходит важный конгресс. Борьба его участников за свободное место в президиуме показана с высоты птичьего полета.

«Клетки» («Klatki»), 1966, 7’30 мин.
реж. Мирослав Киёвич (Студия киноминиатюр)



За заключенным в тюремной камере следит охранник. Но кто здесь действительно узник? Один из самых награждаемых и в то же время наиболее политических польских фильмов десятилетия.

«Все есть число" ("Wszystko jest liczbą"), 1966, 7’30 мин.
реж. Стефан Шабенбек ("Се-Ма-Фор")



Человек путешествует по стране цифр, как вдруг неожиданно оказывается их предводителем. Очередная политическая метафора авторства многообещающего художника, который после эмиграции из Польши, увы, исчез с международной фестивальной арены.

«Перекличка» («Apel»), 1970, 7’10 мин.
реж. Рышард Чекала (Студия киноминиатюр)



Вторая мировая война, концентрационный лагерь. Чекала с успехом обратился к теме, на тот момент "закрепленной" за игровым и документальным кино.

«Банкет» («Bankiet»), 1976, 8’16 мин.
реж. Зофья Орачевская (Студия киноминиатюр)



Месть блюд своим потребителям. Интересная коллажная пластика.

«Рефлексы» («Refleksy»), 1979, 6 мин.
реж. Ежи Куча (Студия анимационных фильмов в Кракове)



Насекомое рождается и сразу же вынуждено вести борьбу за существование, исход которой все равно определяется внешними силами. Метафора человеческой судьбы или же… просто малое событие из мира природы, зафиксированное с научной точностью.

«Танго» («Tango»), 1980, 8 мин.
реж. Збигнев Рыбчиньский ("Се-Ма-Фор")



Жизнь в многосемейной квартире, доведенная до абсурда. Единственный польский лауреат "Оскара" в категории короткометражного анимационного кино.

«Смерть на 5» («Śmierć na 5»), 2002, 3’40 мин.
реж. Мариуш Вильчиньский ("Pomaton EMI")



Абсурдный, забавно нарисованный видеоклип на песню культового, преждевременно ушедшего из жизни польского певца Гжегожа Чеховского. Работа не менее культового, независимого аниматора, за плечами которого – ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

«Ихтис» ("Ichthys"), 2005, 16’
реж. Марек Скробецкий ("Се-Ма-Фор")



Одинокий мужчина, путешествующий на лодке, заказывает рыбу в ресторане, расположенном в готическом соборе. Нехитрая, на первый взгляд, история неожиданно приобретает библейское измерение.

21 мая 2013, 19.00
Большой зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

«ИГРА» / «Gra»
Польша, 1968, 90 мин., закадровый перевод
Автор сценария: Ежи Кавалерович, Анджей Биануш
Режиcсер: Ежи Кавалерович
В ролях: Люцина Винницкая, Густав Холубек, Ян Махульский, Веслав Голас




Малоизвестная лента выдающегося режиссера польского кино Ежи Кавалеровича, где мастер обратился к эстетике французской «новой волны», раскрывая с присущей ему психологической глубиной драму одной супружеской пары.

23 мая 2013, 19.15
Малый зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

ПОЛЬСКАЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ АНИМАЦИЯ
У польского экспериментального кино долгая история. Его предтечей можно назвать Феликса Кучковского, который уже в 1918 году снимал импровизационные анимационные фильмы (как он сам называл их – «визионерские») без сценария. Перед Второй мировой войной лидерами польского кинематографического авангарда в Польше были Стефан и Франчишка Темерсоны. Они создали семь фильмов, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Экспериментальное кино возродилось в Народной Польше в 1957 году, во время так называемой оттепели – главным образом благодаря переломным работам Яна Леницы, Валериана Боровчика и Анджея Павловского. Вскоре к ним присоединились другие режиссеры, в том числе Казимеж Урбаньский и участники группы «Мастерская киноформы». В ней среди прочих начинал Збигнев «Збиг» Рыбчиньский, лауреат премии «Оскар» 1983 года.



Фильм Збигнева Рыбчиньского «Новая книга» (1975)

«Тут и там» («Tam i tu»), 1957, 6 мин.
реж. Анджей Павловский (Кинообъединение «Po prostu»)



Фильм, снятый с использованием специально сконструированной Анджеем Павловским – проектировщиком промышленных образцов, фотографом и скульптором – аппаратуры для проекции движущихся абстрактных образов, называемых «кинеформами». Возникающий в результате поистине космический эффект усиливается музыкой Адама Валачиньского, одного из ведущих польских авторов современной музыки.

«Жил-был...» («Był sobie raz…»), 1957, 8’30 мин.
реж. Ян Леница, Валериан Боровчик (Кинообъединение «Кадр»)



Кинематографический коллаж: черное пятно туши странствует по свету, воплощаясь в различных образах. Импровизированный фильм без сценария.

«Дом» («Dom»), 1958, 12 мин.
реж. Ян Леница, Валериан Боровчик (Студия документальных фильмов в Варшаве)



Очередной импровизационный фильм Леницы и Боровчика. Произведение, которое принесло его создателям международную славу, благодаря Гран-при в конкурсе экспериментального кино на "Экспо-58" в Брюсселе. Цепь сюрреалистических сцен, подчиненных поэтике сна.

«Сладкие ритмы» («Słodkie rytmy»), 1965, 6’30 реж.
реж. Казимеж Урбаньский (Студия киноминиатюр)



Формальный эксперимент, в котором документальные съемки сочетаются с эффектами, полученными непосредственно на кинопленке без использования камеры.

«Путешествие» («Podróż»), 1970, 6’20 мин.
реж. Даниэль Шчехура («Се-Ма-Фор»)



История путешествия мужчины на поезде, цель которого остается тайной. Фильм-вызов, брошенный зрителям, привыкшим, что в анимационном фильме должно быть много действия.

«Рынок» («Rynek»), 1971, 5 мин.
реж. Юзеф Робаковский, Тадеуш Юнак, Рышард Майснер (Мастерская киноформы)



Один день из жизни рынка, сжатый до пяти минут.

«Сам себе рулевой» («Sam sobie sterem»), 1971, 6 мин.
реж. Катажина Ляталло (Студия рисованных фильмов в Бельско-Бяла)



Интересный выход на территорию экспериментального фильма (основанный на манипуляции фотографией), сделанный художницей, имя которой, как правило, связывают с творчеством для детей.

«Новая книга» («Nowa książka»), 1975, 10 мин.
реж. Збигнев Рыбчиньский («Се-Ма-Фор»)



Мужчина идет по делу в учреждение, но оно закрыто, и он бесцельно бродит по городу. Его блуждания мы видим на девяти небольших экранах, синхронизированных по времени.

«Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши» («Co widzimy po zamknięciu oczu i zatkaniu sobie uszu»), 1978, 5 мин.
реж. Юлиан Антониш (Студия анимационных фильмов в Кракове)



Фильм без камеры, нарисованный прямо на кинопленке. Забавная попытка представить то, что мы чувствуем, совершив обозначенные в названии действия.

«COPYRIGHT BY FILM POLSKI MCWLXXVI», 1976, 3 мин.
реж. Петр Шулькин (Студия анимационных фильмов в Кракове)



Шутливый антиавангардный фильм.

«Солнце» («Słońce»), 1977, 3 мин.
реж. Юлиан Антониш (Студия киноминиатюр)



Формальный эксперимент: фильм, созданный при помощи штампования картинок с линогравюр прямо на кинопленке. Еще одно произведение крупнейшего польского мастера бескамерного кино.

«Блочный дом» («Blok»), 1982, 10 мин.
реж. Иероним Нойман («Се-Ма-Фор»)



Срез (в буквальном значении этого слова) жилого дома. Камера следит за тем, как причудливо переплетаются судьбы его обитателей.

«Линия» («Linia»), 1981, 7 мин.
реж. Гжегож Рогаля («Се-Ма-Фор»)



В обычную жизнь неожиданно вторгается странный элемент, который трансформирует действительность.

«Тявкай, дворняжка, закатывай скандал, жемчужинка» («Kundelku ujadaj, perełko rób piekło»), 2006, 3’50 мин.
реж. Войчех Бонковский



Единственное в своем роде бескамерное кино, частично абстрактное, частично фигуративное, лишенное традиционной фабулы. Автор – кинематографист, художник, музыкант и перформер.

28 мая 2013, 19.15
Малый зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

«ПЕРСОНАЛ» / «Personel»
Польша, 1975, 70 мин., субтитры
Автор сценария и режиссер: Кшиштоф Кесьлёвский
В ролях: Юлиуш Махульский, Ирена Лорентович, Влодзимеж Боруньский, Михал Тарковский




Персонаж Юлиуша Махульского, будущего режиссера фильмов «Сексмиссия» и «Ва-банк», окончил театральный техникум и поступил на работу в костюмерную мастерскую. В отличие от старших коллег, он убежден, что пошив костюма – не «халтура», а прямое участие в создании спектакля. Однако вскоре он понимает, что место, где ему пришлось работать, имеет мало общего с магией сцены... В этом скромном полудокументальном телевизионном фильме Кесьлевский обратился к миру, который скрыт от обычных людей. Кипящие там страсти и напряженные конфликты невидимы, но при этом прекрасно отражают социально-политические реалии того времени – поэтому картина стала одним из важнейших фильмов «кино морального беспокойства».

«88 ММ ДО ЕВРОПЫ» / «89 mm od Europy»
Польша, 1993, 11 мин., субтитры
Режиcсер: Марцель Лозиньский




Один из лучших фильмов знаменитого не только в Польше, но и во всем мире польского кинодокументалиста. 89 мм – на столько отличается ширина рельс в бывшем Советском Союзе и приграничных европейских странах. Железный занавес поднят, однако следы былого противостояния продолжают о нем напоминать.

30 мая 2013, 19.15
Малый зал дома актера (Самара, ул. Вилоновская, 24)

«ДВОЙНОЙ ПОРТРЕТ» / «Portret podwójny»
Польша, 2001, 109 мин., субтитры
Автор сценария и режиссер: Мариуш Фронт
В ролях: Мачей Адамчик, Эльжбета Пекач, Адам Бауманн, Мачей Карпиньский, Богуслав Керц, Януш Киёвский




Эта картина создавалась на протяжении нескольких лет и формально была закончена в 2000 году, однако в прокат вышла в 2001-м – таким образом, «закрыв» эпоху 1990-х и, в то же время, обозначив наступление нового этапа. Воспользовавшись собственным опытом в области документалистики и отталкиваясь от датской «Догмы», режиссер создал тонкую и печальную историю, словно сотканную из кусочков повседневности. Главные герои: выпускник режиссерского факультета киношколы и начинающая актриса – приезжают в Варшаву в надежде реализовать творческие и личные планы, устроить жизнь так, как им хочется. Однако найти свое место во «взрослом» мире оказывается намного сложнее, чем они представляли. Мариуш Фронт был награжден призом жюри Национального кинофестиваля в Гдыне «За поиск новых форм выразительности», а также призом молодежного жюри, однако с тех пор, увы, не сделал ни одного фильма.


Ссылки по теме:

<< КИНОКЛУБ «РАКУРС» >>




Самара, ул. Вилоновская, 24
Вход по условиям киноклуба «Ракурс», информация по тел.: +7 (846) 332-0845

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

АПРЕЛЬ МАЙ
16
17
18
События 18 апреля 2017
19:00 Фильм «Время умирать» в Доме кино
19
21
22
23
27
28
29
30