«Cellotronicum» на фестивале «ОПУС 52»:
оупен-эйр современной академической музыки

25 мая 2013, 19:00 (до 5:00 утра) | Театральная площадь Нижнего Новгорода | Вход свободный

Фестиваль «ОПУС 52» – единственный в России ночной фестиваль современной академической музыки на открытом воздухе. Впервые он прошел два года назад и уже тогда собрал на Театральной площади Нижнего Новгорода сотни слушателей, укрепив организаторов во мнении, что современная академическая музыка не должна ютиться в камерных залах и, даже напротив, может сама выходить к массовой публике.
Польский культурный центр с самого начала сотрудничает с фестивалем, помогая привезти в Нижний Новгород интересных музыкантов и композиторов из Польши. На этот раз ночной «ОПУС 52» посетит замечательный электроакустический дуэт «Cellotronicum», в состав которого входят один из лучших польских виолончелистов Анджей Бауэр и известнейший сочинитель-экспериментатор Цезарий Духновский.




Организатор фестиваля – Нижегородский центр немецкой культуры. Фестиваль проходит в рамках Года Германии в России 2012/13.



Композитор, пианист и преподаватель Цезарий Духновский – один из основателей студии компьютерной музыки в Музыкальной академии Вроцлава. Его звуковые эксперименты лежат в области электроакустической музыки. С помощью новейших технологий он стремится внушить слушателю чувство близости к монадам – простейшим и всеобъемлющим субстанциям, какими их описал Готфрид Лейбниц.

Духновский родился в 1971 году в Эльблонге, окончил упомянутую Музыкальную академию, в стенах которой проводит большую часть своей жизни: работает в студии, а также учит студентов использовать богатые возможности компьютера при создании композиций. Авторству Цезария принадлежат сочинения разных масштабов и жанров: симфонические, камерные, академические, экспериментальные, джазовые. Его любовь к импровизации вылилась в несколько электроакустических проектов с участием польских джазменов; достаточно сказать, что композицию под названием «Монада 4» (2003) Духновский предназначил саксофонисту Петру Барону и трубачу Петру Войтасику.

Среди музыкантов, с которыми Цезарий постоянно сотрудничает – авангардная певица Агата Зубель (вместе они образуют дуэт «ElettroVoce», уже три раза бывавший в России), композиторы Марчин Рупочиньский (их совместный проект – группа «Morphai», играющая электроакустическую музыку), Павел Хендрих и Славомир Купчак (группа «Phonos ek Mechanes», играющая в духе «human-electronics», когда простым акустическим инструментам подчиняются звуки компьютера), а также виолончелист Анджей Бауэр.

Сочинения Цезария Духновского были удостоены различных призов и наград: «Монада 3» для голоса, фортепиано и компьютера принесла композитору первый приз на X фестивале «Международная трибуна электроакустической музыки» в Риме (2004), в том же году ему вручили Вроцлавскую музыкальную премию, а еще через год дуэт «ElettroVoce» получил специальный приз на Международном конкурсе исполнителей современной музыки «Gaudeamus» в Амстердаме.

Подход Цезария к музыке и звуку оказался востребован в перформативных искусствах: на сегодняшний день он выступил композитором в нескольких польских спектаклях и фильмах.



Виолончелист Анджей Баэур – универсальный музыкант и исполнитель. Репертуар сочинений, которые он играет, впечатляет своим охватом: в него входят произведения большинства эпох европейской музыки – от барокко до наших дней.

Баэур – выходец из Лодзи, родился в 1962 году. Он с отличием окончил местную Музыкальную академию, стажировался в венской Высшей школе музыки и изобразительных искусств, ездил учиться в Лондон к Уильяму Плиту, совершенствовал мастерство, практикуясь у Милоша Садло и Даниэля Шафрана. Напряженная учеба принесла свои плоды: в 80-х – начале 90-х годов Бауэр занял высокие места по итогам престижных музыкальных соревнований: Конкурса им. Дезидериуша Данчовского в Познани (1-й приз, 1983), «Пражской весны» (3-й приз, 1989), Международного конкурса ARD в Мюнхене (1-й приз, 1993). В 1989 году к этим наградам прибавилась премия Европейского парламента и Совета Европы. Сольные концерты Бауэра проходили в Голландии, Германии, Австрии, Франции, Японии, США и других странах. В качестве солиста он выступал с симфоническими оркестрами Неаполя, Мюнхена, Берлина, Штутгарта и Страсбурга, а в Польше его постоянные партнеры – Симфонический оркестр Национальной филармонии и «Sinfonia Varsovia».

Один из самых известных проектов Анджея Бауэра – «Cellotronicum» – относится к области современной электроакустической музыки. Виолончелист исполняет подборку произведений польских композиторов, использующих возможности hi-tech в своем творчестве. Среди них нашло место и сочинение Цезария Духновского «Борода». Звук виолончели постоянно модифицируется и обогащается эффектами, которые производятся компьютерной программой. Впервые этот проект был представлен на Международном фестивале «Варшавская осень» в 2002 году. Спустя еще четыре года на том же фестивале Бауэр продемонстрировал «Cellotronicum» в новом издании. Среди аудиозаписей, сделанных виолончелистом – диск с произведениями немецких композиторов (Шуберта, Брамса и Шумана), удостоенный премии немецкой музыкальной критики, альбом произведений русских композиторов (Шостакович, Прокофьев, Стравинский), запись концерта Витольда Лютославского «Naxos» и CD с шестью произведениями И.С. Баха для виолончели. Последний из перечисленных альбомов был отмечен самой престижной польской премией в области аудиозаписи – «Фридерик» (2001).

Анджей Бауэр занимает должность профессора в варшавском Музыкальном университете им. Ф. Шопена и Музыкальной академии Быдгощи, где ведет класс виолончели. В последние годы он уделяет все больше времени искусству импровизации и сочинительству.






Театральная площадь Нижнего Новгорода
Вход свободный

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

МАРТ АПРЕЛЬ