Композитор для всех. Фильмы с музыкой Войцеха Киляра

21-27 апреля 2014 | Малый зал Общественного центра Восточного округа «Моссовет» (Москва, Преображенская площадь, 12) | Вход по билетам к/т, информация по тел.: +7 495 963 03 22

Польский культурный центр в Москве
Государственный центральный музей кино
Общественный центр Восточного округа «Моссовет»

при поддержке
Госфильмофонда России
КОМПОЗИТОР ДЛЯ ВСЕХ
Фильмы с музыкой Войцеха Киляра

Войцех Киляр (1932, Львов – 2013, Катовице) – всемирно известный польский композитор. Возможно, лучший из писавших в Польше для кино, и совершенно точно самый плодотворный: на его счету более 160 картин. «Нет современного человека, который не был бы много раз в кино и который не смотрел бы фильмов постоянно – если не в кинотеатре, то от лени по телевидению или на видео», – говорил композитор. Роман Киляра с кинематографом начался в 1958 году, когда он сочинил музыку для коротенького документального этюда Наталии Бжозовской «Лыжники». Сразу после этого опыта композитор попробовал свои силы в игровой картине Богдана Порембы «Лунатики», дальше предложения посыпались одно за другим.

Многие режиссеры работали с ним постоянно, среди них – Казимеж Куц (с которым Киляра роднила привязанность к силезской земле), Станислав Ленартович, Станислав Ружевич и, конечно же, Кшиштоф Занусси. Последний случай можно назвать уникальным: начиная со своего полнометражного дебюта «Структура кристалла» (1969), Занусси приглашал Киляра к работе над абсолютно всеми своими фильмами, включая «Инородное тело», которое режиссер сейчас завершает. Занусси шутил, что всегда хранил Киляру верность, чем композитор похвастаться не мог. И это не удивительно, ведь с Киляром мечтали работать не только польские, но и зарубежные режиссеры.

Он написал музыку к «Дракуле» (1992) Фрэнсиса Форда Копполы, «Портрету леди» (1996) Джейн Кэмпион, а также к трем зарубежным фильмам Романа Поланского: «Девушка и смерть», «Девятые врата» и «Пианист». Киляр не отдавал предпочтения какому-то конкретному жанру, ему одинаково хорошо удавалась музыка к психологическим драмам, историческим полотнам, комедиям и даже фильмам ужасов.

Каждая музыкальная тема композитора неповторима, и вместе с тем почти всегда можно, не читая титры, узнать его почерк. Многие мелодии Киляра давно живут отдельной жизнью от фильмов, для которых были написаны. Некоторые его произведения настолько нравились режиссерам, что они заимствовали их из других лент – не столь частая для кино практика. Так, знаменитый вальс из «Прокаженной» (1976) Ежи Гоффмана впервые прозвучал в «Локисе» (1970) Януша Маевского, а пронзительная главная тема из «Квартального баланса» (1974) Занусси стала музыкальной доминантой документального фильма «С точки зрения ночного сторожа» (1977) Кшиштофа Кесьлёвского.

«...Войцех Киляр писал музыку для всех и каждого, причем делал это без мучительного чувства вины, которое заставило бы его носить две маски – одну, обращенную в сторону массового слушателя, а вторую – к классическому меломану. В его музыке „популизм” сплетается с абсолютным мастерством, мелодическая изобретательность – с репетитивностью, а развлекательность – с религиозной возвышенностью, – пишет музыковед Каролина Колинек. – Граница между тем, что называют высоким и низким искусством, в его случае оказалась снята, и в этом заключается большая привлекательность для слушателя, который без опасений может открывать для себя эти звуки» .

В предлагаемой вашему вниманию ретроспективе, конечно, представлена лишь малая часть кинематографических работ композитора. Но эти семь картин дают яркий срез польского кино 1960-80-х годов, и каждая из них – кинематографический шедевр, который можно пересматривать много раз. Хочется подчеркнуть, что все фильмы будут показаны с пленки 35 мм, и практически все в оригинальной версии – надеемся, это позволит зрителям полнее прочувствовать миры Войцеха Киляра.


21 апреля - 19.00
«Сальто» / «Salto»

1965 – 100 мин. – ч/б
Режиссёр: Тадеуш Конвицкий
Сценарий: Тадеуш Конвицкий
Оператор: Курт Вебер
Художник: Ярослав Сьвитоняк
В ролях: Збигнев Цыбульский, Ежи Блок, Влодзимеж Боруньский, Густав Холубек, Ирена Лясковская, Марта Липиньская, Анджей Лапицкий, Здзислав Маклакевич

Один из самых загадочных и дискуссионных польских фильмов 1960-х годов с незабываемым Збигневом Цыбульским в главной роли. Действие картины происходит в небольшом провинциальном городке, куда неожиданно приезжает мужчина, представляющийся Ковальским-Малиновским. Его появление словно пробуждает ото сна всех жителей...

22 апреля - 19.00
«Все свои» / «Sami swoi»

1967 – 78 мин. – ч/б
Режиссёр: Сильвестр Хенчиньский
Сценарий: Анджей Мулярчик
Оператор: Стефан Матыяшкевич
Художник: Ян Грандыс
В ролях: Вацлав Ковальский, Владислав Ханьча, Здзислав Карчевский, Илона Кусьмерская, Ежи Янечек, Мария Збышевская, Александр Фогель

Невероятно популярная в Польше до нынешнего дня комедия о двух крестьянских семьях из-за Буга, живших по соседству и после войны перебравшихся в Западную Польшу. На новое место они перенесли старые взаимные обиды, однако в результате им удалось преодолеть разногласия и понять, что на самом деле они глубоко породнились и не могут существовать друг без друга.

23 апреля - 19.00
«Локис. Рукопись профессора Виттембаха» / «Lokis. Rękopis Profesora Wittembacha»

1970 – 95 мин. – цв.
Режиссёр: Януш Маевский
Сценарий: Януш Маевский (по одноименной новелле Проспера Мериме)
Оператор: Стефан Матыяшкевич
Художник: Тадеуш Выбульт
В ролях: Эдмунд Феттинг, Юзеф Дуриаш, Густав Люткевич, Малгожата Браунек

Основанный на произведении Мериме мастерский фильм ужасов, в котором великолепно переданы стиль и дух эпохи. История разворачивается в середине XIX века на литовских землях. Пастор Виттембах отправляется на поиски старинных сакральных текстов. Путешествие приводит его во дворец графа Михала Шемета, который с самого начала кажется пастору очень странным...

24 апреля - 19.00
«Квартальный баланс» / «Bilans kwartalny»

1974 – 91 мин. – цв.
Режиссёр: Кшиштоф Занусси
Сценарий: Кшиштоф Занусси
Оператор: Славомир Идзяк
Художник: Тадеуш Выбульт
В ролях: Майя Коморовская, Петр Фрончевский, Марек Пивовский, Зофья Мрозовская, Халина Миколайская, Мариуш Дмоховский

Марта, главная героиня этой тонкой психологической драмы, ведет монотонное существование между домом и работой в бухгалтерии. Однажды она встречает однокурсника, которого давно не видела. Между ними вспыхивает роман, дающий героине надежду на новую жизнь. Но сможет ли Марта оставить ради призрачного будущего то, что имеет сейчас?

25 апреля - 19.00
«Земля обетованная» / «Ziemia obiecana»

1974 – 179 мин. – цв.
Режиссёр: Анджей Вайда
Сценарий: Анджей Вайда (по одноименному роману Владислава Реймонта)
Операторы: Витольд Собочиньский, Эдвард Клосиньский, Вацлав Дыбовский
Художник: Тадеуш Косаревич
В ролях: Даниэль Ольбрыхский, Войцех Пшоняк, Анджей Северин, Калина Ендрусик, Анна Нехребецкая, Божена Дыкель, Франчишек Печка, Казимеж Опалиньский, Анджей Лапицкий, Збигнев Запасевич

Эпическое полотно классика польского кино по роману лауреата Нобелевской премии о судьбах троих друзей-фабрикантов из Лодзи. Это был первый опыт сотрудничества Вайды и Киляра, о котором режиссер вспоминает так: «Когда я услышал в звукозаписывающей студии звуки станков, иллюстрирующие кадры людей, идущих на фабрики, чтобы обслуживать эти станки, я понял, что не ошибся: эти звуки подчеркивают то, что я хотел показать – рабочих, которые, как станки, являются одной из шестеренок производства. Но в фильме изображены и те, кто обогатился на этом производстве. Отличие их мира от мира людей, работающих на их богатство, великолепно иллюстрирует незабываемый вальс Киляра».

26 апреля - 19.00
«Константа» / «Constans»

1980 – 87 мин. – цв.
Режиссёр: Кшиштоф Занусси
Сценарий: Кшиштоф Занусси
Оператор: Славомир Идзяк
Художник: Тадеуш Выбульт
В ролях: Тадеуш Брадецкий, Зофья Мрозовская, Малгожата Зайончковская, Цезарий Моравский, Витольд Пыркош, Юлиуш Махульский, Эдвард Жебровский

По окончании техникума Витольд идет в армию. Он отправляется в горный поход, один из участников которого тепло вспоминает его отца, трагически погибшего в горах несколько лет назад, и дает Витольду свою визитку. Благодаря ей Витек после армии получает привлекательную должность в бюро, организующем выставки...

27 апреля - 19.00
«Хроника любовных происшествий» / «Kronika wypadków miłosnych»

1985 – 114 мин. – цв.
Режиссёр: Анджей Вайда
Сценарий: Тадеуш Конвицкий (по его одноименному роману)
Оператор: Эдвард Клосиньский
Художники: Януш Сосновский, Барбара Новак
В ролях: Паулина Млынарская, Петр Вавжинчак, Магдалена Вуйчик, Габриэла Ковнацкая, Кристина Захватович, Мариан Опаня, Тадеуш Ломницкий, Тадеуш Конвицкий
Возможно, самый лиричный и ностальгический фильм Вайды по роману Тадеуша Конвицкого о довоенной юности, пронизанной красотой, любовью и ощущением хрупкой гармонии. Особое значение имеет появление на экране самого Конвицкого в роли Незнакомца, с горечью смотрящего из нашего времени в прошлое. «„Марш кавалерии” Киляра незабываем благодаря использованию множества различных инструментов, – размышляет Вайда. – Я был бы счастлив, если бы его чаще исполняли как самостоятельное произведение».


* В работе использованы материалы из журнала Ruch Muzyczny, #1 (2014), а также информация с сайта www.wojciechkilar.pl







Москва, Преображенская площадь, 12, м. «Преображенская площадь»
Вход по билетам кинотеатра

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИЮНЬ ИЮЛЬ