Киноклуб ЗИЛ: Анджей Вайда, «Пейзаж после битвы»

13 марта 2015, 19:00 | Культурный центр ЗИЛ (Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1) | Вход свободный после регистрации

Киноклуб ЗИЛ посвящает двадцать шестую встречу одному из крупнейших кинорежиссеров Европы — мэтру польского кино Анджею Вайде. Поговорим о творческом пути мастера, значении его творчества для Польши и всего мира кино, посмотрим фрагменты из фильмов разных лет, полностью — одно из самых выдающихся произведений режиссера — фильм «Пейзаж после битвы» (1970 год, в главной роли Даниэль Ольбрыхский).

Действие фильма происходит в самом конце второй мировой войны, на территории освобожденного американцами немецкого концлагеря. В ожидании своей дальнейшей судьбы бывшие заключенные — поляки живут на территории бывшей казармы. Они находятся под наблюдением американских военных. Главные герои картины: молодой поэт-интеллектуал Тадеуш и его возлюбленная — Нина.

Рецензия Сергея Кудрявцева из книги "3500 кинорецензий":
Этот фильм сразу же был воспринят как послесловие Анджея Вайды к его трагически-романтическим балладам и драмам о войне, поставленным ещё в 50-е годы. Само название экранизации повести «Битва под Грюнвальдом» Тадеуша Боровского, который прошёл Освенцим, но в 1951-м покончил с собой всего лишь в 28-летнем возрасте, звучало символично и полемично. И столь же художественно смело режиссёр начинает свою картину: под звуки восхитительно-умиротворяющей музыки «Осени» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди освобождённые узники концлагеря расправляются с ненавистным капо, буквально втаптывая его в дерьмо.

«Пейзаж после битвы» — лента уже умудрённого постановщика, который разменял пятый десяток и познал, что в этом мире предназначено «всё на продажу», а жизнь человеческая нередко напоминает условную, но беспощадную «охоту на мух». Вайда не переоценивает заново былые ценности — он словно меняет оптику в объективе кинокамеры или переключает музыкальные регистры. Потому что для лучшего режиссёра Польши, который, несмотря на приход талантливой молодёжи, продолжал пребывать в начале 70-х годов в гордом одиночестве на кинематографическом Олимпе, по-прежнему не было ничего важнее человеческой драмы.

Действительно трудно остаться человеком, сохранить живую душу в нечеловеческих условиях во время войны и исторических потрясений — однако ещё сложнее вернуться к прежней жизни, будучи опустошённым, физически и нравственно искалеченным. Война кончилась — битва с самим собой всё равно длится и длится дальше. И вообще не может быть покоя и мира для того, кто понимает, что борьба бытия с небытием не знает никакого перерыва. Осень и жизнь перевалили через середину — пора пожинать плоды и подводить итоги. Молодой Даниэль Ольбрыхский, альтер-эго Анджея Вайды, счастливо, но особо и по-своему заменивший для него рано погибшего Збигнева Цибульского, играет в «Пейзаже после битвы» человека, которого трудно причислить к двадцатипятилетним. Ведь он, как минимум, стал старше на целую войну.







Культурный центр ЗИЛ (Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1)
Вход свободный после регистрации

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ