Киноклуб ЗИЛ: Анджей Вайда, «Пейзаж после битвы»

13 марта 2015, 19:00 | Культурный центр ЗИЛ (Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1) | Вход свободный после регистрации

Киноклуб ЗИЛ посвящает двадцать шестую встречу одному из крупнейших кинорежиссеров Европы — мэтру польского кино Анджею Вайде. Поговорим о творческом пути мастера, значении его творчества для Польши и всего мира кино, посмотрим фрагменты из фильмов разных лет, полностью — одно из самых выдающихся произведений режиссера — фильм «Пейзаж после битвы» (1970 год, в главной роли Даниэль Ольбрыхский).

Действие фильма происходит в самом конце второй мировой войны, на территории освобожденного американцами немецкого концлагеря. В ожидании своей дальнейшей судьбы бывшие заключенные — поляки живут на территории бывшей казармы. Они находятся под наблюдением американских военных. Главные герои картины: молодой поэт-интеллектуал Тадеуш и его возлюбленная — Нина.

Рецензия Сергея Кудрявцева из книги "3500 кинорецензий":
Этот фильм сразу же был воспринят как послесловие Анджея Вайды к его трагически-романтическим балладам и драмам о войне, поставленным ещё в 50-е годы. Само название экранизации повести «Битва под Грюнвальдом» Тадеуша Боровского, который прошёл Освенцим, но в 1951-м покончил с собой всего лишь в 28-летнем возрасте, звучало символично и полемично. И столь же художественно смело режиссёр начинает свою картину: под звуки восхитительно-умиротворяющей музыки «Осени» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди освобождённые узники концлагеря расправляются с ненавистным капо, буквально втаптывая его в дерьмо.

«Пейзаж после битвы» — лента уже умудрённого постановщика, который разменял пятый десяток и познал, что в этом мире предназначено «всё на продажу», а жизнь человеческая нередко напоминает условную, но беспощадную «охоту на мух». Вайда не переоценивает заново былые ценности — он словно меняет оптику в объективе кинокамеры или переключает музыкальные регистры. Потому что для лучшего режиссёра Польши, который, несмотря на приход талантливой молодёжи, продолжал пребывать в начале 70-х годов в гордом одиночестве на кинематографическом Олимпе, по-прежнему не было ничего важнее человеческой драмы.

Действительно трудно остаться человеком, сохранить живую душу в нечеловеческих условиях во время войны и исторических потрясений — однако ещё сложнее вернуться к прежней жизни, будучи опустошённым, физически и нравственно искалеченным. Война кончилась — битва с самим собой всё равно длится и длится дальше. И вообще не может быть покоя и мира для того, кто понимает, что борьба бытия с небытием не знает никакого перерыва. Осень и жизнь перевалили через середину — пора пожинать плоды и подводить итоги. Молодой Даниэль Ольбрыхский, альтер-эго Анджея Вайды, счастливо, но особо и по-своему заменивший для него рано погибшего Збигнева Цибульского, играет в «Пейзаже после битвы» человека, которого трудно причислить к двадцатипятилетним. Ведь он, как минимум, стал старше на целую войну.







Культурный центр ЗИЛ (Москва, ул. Восточная, д. 4, корп. 1)
Вход свободный после регистрации

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

МАЙ ИЮНЬ
01
03
04
05
06
07
08
09
10
11
12
13
14
16
19
27
29