День Тадеуша Кантора в Москве

3 ноября 2015, 17:00 | Центр им. Вс. Мейерхольда (г. Москва, ул. Новослободская, 23) | Вход свободный, но обязательна регистрация по ссылке.

В год 250-летия Польского театра и к 100-летию Тадеуша Кантора в ЦИМе пройдут видеопросмотры трех главных спектаклей выдающегося экпериментатора 20 века, дискуссии со зрителями и лекция о Канторе Катажины Осиньской на тему "Тадеуш Кантор и российский авангард".

Тадеуш Кантор — режиссер, художник, сценограф, писатель, теоретик искусства, актер, преподаватель краковской Академии художеств — родился в 1915 году в селе Велеполе Скшиньское. Свой оригинальный стиль всегда в шутку объяснял галицийским происхождением. Во время немецкой оккупации Кантор открыл в Кракове подпольный экспериментальный театр, а уже после войны, в 1956-м — театр «Крико-2», продолживший традицию довоенного авангардного театра «Крико», который основал художник и член группы «Парижский комитет» Юзеф Ярема, оставшийся в эмиграции.

3 ноября мы предлагаем посмотреть три самых знаменитых спектакля Тадеуша Кантора, созданных в рамках его собственной концепции «театра смерти»:

  • «Я никогда уже сюда не вернусь» (1988) — последний спектакль, поставленный Кантором. Он не только присутствовал на сцене, но и играл роль, которая называлась «я — собственной персоной». Это коллаж из персонажей давно сыгранных пьес и использовавшегося когда-то реквизита. На сцену врываются призраки из спектаклей прошлого: они толкаются и комментируют присутствие в театре того, кто создал их для жизни на сцене.
  • «Сегодня мой день рождения» (1991) — спектакль, который Кантор готовил с середины 1989 года, но в котором так и не успел выступить. Он умер 8 декабря 1990 года в Кракове после одной из репетиций. Подготовку спектакля закончила труппа театра «Крико-2». Это очередное произведение Кантора, в котором он возвращается к воспоминаниям о войне, семье, друзьях. Кантор должен был играть в этой пьесе роль Владельца Бедной Комнаты Воображения, которому исполняется семьдесят пять лет. В итоге в спектакле «играл» пустой стул.
  • «Умерший класс» (1975), сыгранный более полутора тысяч раз в разных странах мира и названный журналом Newsweek «лучшим театральным спектаклем мира», рассказывающим историю о невозможности возврата в прошлое. Герои «Умершего класса» — пожилые люди, которые спустя годы возвращаются за школьные парты, неся на спинах то ранцы, то манекены (фигуры из детства). Выход актеров сопровождается звуками назойливо повторяющегося «Вальса Франсуа».

После показа первого спектакля лекцию о творчестве Тадеуша Кантора прочитает профессор Института славистики Польской Академии наук Катажина Осиньска. После показа второго спектакля зрители смогут принять участие в открытой дискуссии и обсудить только что увиденные спектакли с режиссерами-магистрантами Центра имени Вс. Мейерхольда.

Катажина Осиньска — доктор наук, театровед, профессор, специалист по театру ХХ века (прежде всего экспериментального). Автор пяти книг, в числе которых «Российский театр ХХ века и традиция. Продолжения, разрывы, трансформации» (2009). Преподает в Ягеллонском Университете в Кракове и в Театральной Академии в Варшаве. Куратор программ, представляющих польский театр в Москве и Мадриде.

Катажина Осиньска, автор фото: Куба Кильян

Расписание

  • 17:00 — спектакль «Я никогда уже сюда не вернусь» (1988) и обсуждение с режиссерами-магистрантами ЦИМа и театроведами: Николаем БЕРМАНОМ, Георгием СУРКОВЫМ, Ольгой ТОПУНОВОЙ, Алексеем ШАВЛОВЫМ
  • 19:00 — спектакль «Сегодня мой день рождения» (1991) и обсуждение с режиссерами-магистрантами ЦИМа и театроведами: Николаем БЕРМАНОМ, Георгием СУРКОВЫМ, Ольгой ТОПУНОВОЙ, Алексеем ШАВЛОВЫМ
  • 21.00 — лекция о Канторе Катажины Осиньской на тему "Тадеуш Кантор и российский авангард"
  • 22.30 — спектакль «Умерший класс» (1975)








ул. Новослободская, 23, м. Новослободская
Вход свободный, но обязательна регистрация по ссылке.

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

АПРЕЛЬ МАЙ
16
17
18
События 18 апреля 2017
19:00 Фильм «Время умирать» в Доме кино
19
21
22
23
27
28
29
30