Первая пианистка Их Величеств Императриц

21 октября 2016, 19:00 | Музей-квартира А. Б. Гольденвейзера | Москва, Тверская ул., 17, кв. 110.

Вечер, посвященный выдающейся пианистке и композитору Марии Шимановской, пройдет в форме концерта-лекции. О жизни, творчестве, артистических путешествиях Марии Шимановской расскажет профессор д-р наук Рената Суховейко, научный сотрудник Ягеллонского университета в Кракове. Лекция будет дополнена музыкальными иллюстрациями в исполнении Иоанны Маклякевич, пианистки, профессора университета им. Ф. Шопена в Варшаве, сотрудника кафедры фортепианной камералистики.

Прозвучат следующие произведения Марии Шимановской:
Этюды фа мажор, до мажор, ми-бемоль мажор
Ноктюрн „Le Murmure”
Полонез фа минор
Мазурки № 1, 2, 3, 17, 18
Ноктюрн си-бемоль мажор
Салонные танцы: Контрданс, Англез №2, Вальс №3
Произведения из альбома Album Musical

Мария Шимановская (1789-1831), пианистка и композитор, одна из самых выдающихся фигур в польской музыке, предшественница Шопена. Как виртуоз она добилась европейской славы в 20-е годы XIX века, когда отправилась в концертное турне, принесшее ей успех и признание. Выступала в России, Германии, Франции, Англии, Италии, Бельгии и Голландии.

Её артистический дебют состоялся в России. В марте 1822 в С.-Петербурге выступила совместно с австрийским пианистом и композитором И.Н. Гуммелем, 4 апреля дала концерт в зале петербургской филармонии (ныне Малый зал), 24 апреля играла при дворе Александра I. Выступления принесли ей почетное звание «первой пианистки Их Величеств Императриц» (супруги Александра I Елизаветы Алексеевны и вдовствующей императрицы Марии Федоровны).


В мае 1822 выступила в Москве, где познакомилась с кн. П.А. Вяземским, чье благожелательное отношение и поддержку ощутила впоследствии. В июне вновь выступила перед императорской семьей в С.-Петербурге, откуда поехала в Ригу и Варшаву. Дальнейший гастрольный путь пианистки лежал на запад Европы. Ее фортепианное мастерство вызывало повсеместно восхищение, критики писали восторженные рецензии, а публика горячо рукоплескала. Ее сочинения пользовались большой популярностью, особенно в великосветских салонах. Их исполняли как знаменитые артисты, так и просто любители. Ноктюрн Le Murmure прочно вошел в репертуар салонной музыки, а ее «Этюды» удостоились высокой похвалы Роберта Шумана.

В 1827 Мария Шимановская вновь приехала в Россию. Поначалу провела несколько месяцев в Москве, где возобновила знакомство с князем Вяземским, который, в свою очередь познакомил ее с Адамом Мицкевичем. С марта 1828 проживала в Петербурге. Давала частные уроки, сочиняла музыку и выступала в светских салонах. Ее дом на Итальянской улице, 15 стал местом встреч выдающихся представителей артистических и интеллектуальных кругов столицы. У нее бывали Адам Мицкевич, Александр Пушкин, Михаил Глинка, Джон Филд и Анджелика Каталани и др. Скоропостижно скончалась 25 июля 1831 года во время эпидемии холеры в Санкт-Петербурге. Была похоронена на Митрофаниевском кладбище.

25 сентября 2010 в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры установлен кенотаф Марии Шимановской, а 27 июня 2013 открыта мемориальная доска на здании, в котором она проживала.

Иоанна Маклакевич родилась в семье известных польских артистов. Закончила московское училище им. Гнесиных и варшавскую Музыкальную академию им. Ф. Шопена. Работает на кафедре фортепьянной камералистики Музыкального университета им Ф. Шопена в Варшаве.
Особую известность снискали ее речиталы польской фортепьянной музыки XIX века, а также камерные концерты, во время которых пианистка исполняла обширный репертуар – от произведений XVIII века до современности. Выступала с концертами в Европе, Соединенных штатах и Японии. Принимала участие в многочисленных фестивалях как в Польше, так и в зарубежных странах, в том числе в Фестивале фортепьянных дуэтов (Литва), Фестивале современной музыки (Украина), Chamber Music Days и Sommersymfoni (Норвегия). Вела мастер-классы в Польше, Японии, Норвегии, Швейцарии.
Первой записала монографический CD-диск с музыкой Эдуарда Вольфа (1814-1880), польского пианиста и композитора, работавшего в Париже во времена Шопена.

Рената Суховейкодит кафедрой методологии и истории музыки XIX-XXI века в Институте музыковедения исторического факультета Ягеллонского университета.

Предметом ее исследований является музыка XIX века, в особенности история исполнительского инструментального искусства. Она - автор двух книг и многочисленных статей о Генрике Венявском. Изучает присутствие польской музыки и польских музыкантов в Европе XIX и XX веков, преимущественно польско-французские и польско-российские связи. Принимала участие в ряде зарубежных конференций, в том числе во Франции, Бельгии, Германии, Италии, России, Голландии, Норвегии, Великобритании, Литве и Украине. В качестве приглашенного лектора выступала в университете Париж – Сорбонна (Париж IV), Практической школе высших исследований (EPHE), а также в Льежском, Лейпцигском и Индианском университетах. Принимает участие в проекте «Польша и Петербург», находящемся под патронатом Министерства культуры и национального наследия Польши. Является экспертом Европейского Союза в программе «Горизонт 2020».










КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

АПРЕЛЬ МАЙ
16
17
18
События 18 апреля 2017
19:00 Фильм «Время умирать» в Доме кино
19
21
22
23
27
28
29
30