Большая польская программа на Большом фестивале мультфильмов

За 5 лет Большой фестиваль мультфильмов успел стать одним из самых интересных событий на культурной карте Москвы. В этом году Польша будет особо представлена в рамках БФМ. Зрителям предстоит увидеть ретроспективы экспериментальной и классической (как детской, так и взрослой) анимации, лучшие новые фильмы (включая работы студентов киношкол). Специальными гостями будут режиссер Петр Думала, который помимо ретроспективы проведет мастер-класс и покажет инсталляцию, и киновед Марчин Гижицкий – он прочитает лекцию о польской анимации и покажет свои документальные эссе о Яне Ленице и Даниэле Шчехуре.



  • Современная польская анимация
  • Классическая польская анимация
  • Экспериментальная польская анимация
  • Молодая польская анимация
  • "Когда папа был маленьким"
  • Ретроспектива Петра Думалы
  • Документальные фильмы о польской анимации
  • Лекция Марчина Гижицкого "Форма и содержание в польской анимации"
  • Мастер-класс Петра Думалы
  • Инсталляция Петра Думалы "Борьба, Любовь и Работа"
  • Сюрреалистические плакаты Яна Леницы
  • Дополнительно



  • На видео: самый страшный и в то же время завораживающий фильм Петра Думалы - "Стены" (1988)


    СОВРЕМЕННАЯ ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ

    (общая продолжительность: 67 мин.)
    Куратор программы: Марчин Гижицкий

    Где и когда показываем:

    - 1 ноября, 18:30, к/т "Ролан" (Чистопрудный бульвар, 12а)
    - 6 ноября, 20:30, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)


    ***

    Последние годы в польской анимации принесли новую волну необыкновенно интересных авторов. Одни из них – самые что ни на есть дебютанты, только завершившие обучение. Другие, как Мариуш Вильчиньский или Малгожата Босек, прошли значительно более долгий путь: через телевидение или многолетнюю работу у старших коллег. Собранные в этой программе фильмы – это лишь несколько избранных примеров, демонстрирующих разнообразие тенденций в современной польской анимации.

    ***

    Что показываем:



    "Каракас" ("Caracas"), 2006, 9 мин.
    реж. Анна Блащик

    Невероятно оригинальная с точки зрения пластики история о далеких морях.

    ---



    "Сюси-пуси" ("Kizi mizi"), 2007, 20 мин.
    реж. Мариуш Вильчиньский

    Немного нуар, немного кинематографический блюз. Нарисованный в неповторимом стиле автора рассказ о необычном любовном треугольнике.

    ---



    "Идея" ("Idea"), 2007, 17 мин.
    реж. Марек Серафиньский

    Дьявол и ангел борются за душу героя. Трюковой фильм со спецэффектами, достойными Голливуда.

    ---



    "Повторы" ("Refreny"), 2007, 13 мин.
    реж. Виолетта Сова (Студия A)

    Жизнь складывается из повторяющихся моментов, возвращающихся к нам, словно рефрены.

    ---



    "Остров гиббонов" ("Wyspa gibonów"), 2010, 8 мин.
    реж. Малгожата Босек

    Сатирический взгляд на полные рутины супружеские отношения, созданный кисточкой и водяными красками.


    КЛАССИЧЕСКАЯ ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ

    (общая продолжительность: 76 мин.)
    Куратор программы: Марчин Гижицкий

    Где и когда показываем:

    - 2 ноября, 21:30, к/т "Ролан" (Чистопрудный бульвар, 12а)
    - 4 ноября, 15:00, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)


    ***

    Одиннадцать фильмов, собранных в этой программе, представляют собой достаточно субъективный выбор лучших польских анимационных картин последних сорока лет XX века и начала XXI. Конечно, эта подборка не дает полной картины достижений польского анимационного кино, а всего лишь обращает внимание на несколько выдающихся режиссеров и их произведения, главным образом времен "золотой эры" – эпохи, открытой первыми работами Яна Леницы и Валериана Боровичка конца пятидесятых годов и завершившейся введением военного положения в 1981 году. Решительный перевес в этой программе фильмов, снятых в технике перекладки, не случаен: эта техника, популяризированная именно Леницей и Боровчиком, на долгие годы стала в известной степени фирменным знаком польской авторской анимации.

    ***

    Что показываем:



    "Лабиринт" ("Labirynt"), 1961, 15 мин.
    реж. Ян Леница (Студия киноминиатюр)

    Человек на искусственных крыльях прилетает в прекрасный город, где все на поверку оказывается игрой видимостей. Один из важнейших анимационных фильмов в истории кино, являющийся метафорой тоталитарной системы.

    ---



    "Красное и черное" ("Czerwone i czarne"), 1963, 6’30 мин.
    реж. Витольд Герш (Студия киноминиатюр)

    Нарисованная кистью история о тореадоре и быке с неоднозначным финалом.

    ---



    "Кресло" ("Fotel"), 1963, 5’40 мин.
    реж. Даниэль Шчехура ("Се-Ма-Фор")

    В огромном здании проходит важный конгресс. Борьба его участников за свободное место в президиуме показана с высоты птичьего полета.

    ---



    "Клетки" ("Klatki"), 1966, 7’30 мин.
    реж. Мирослав Киёвич (Студия киноминиатюр)

    За заключенным в тюремной камере следит охранник. Но кто здесь действительно узник? Один из самых награждаемых и в то же время наиболее политических польских фильмов десятилетия.

    ---



    "Всё есть число" ("Wszystko jest liczbą"), 1966, 7’30 мин.
    реж. Стефан Шабенбек ("Се-Ма-Фор")

    Человек путешествует по стране цифр, как вдруг неожиданно оказывается их предводителем. Очередная политическая метафора авторства многообещающего художника, который после эмиграции из Польши, увы, исчез с международной фестивальной арены.

    ---



    "Перекличка" ("Apel"), 1970, 7’10 мин.
    реж. Рышард Чекала (Студия киноминиатюр)

    Вторая мировая война, концентрационный лагерь. Чекала с успехом обратился к теме, на тот момент "закрепленной" за игровым и документальным кино.

    ---



    "Банкет" ("Bankiet"), 1976, 8’16 мин.
    реж. Зофья Орачевская (Студия киноминиатюр)

    Месть блюд своим потребителям. Интересная коллажная пластика.

    ---



    "Рефлексы" ("Refleksy"), 1979, 6 мин.
    реж. Ежи Куча (Студия анимационных фильмов в Кракове)

    Насекомое рождается и сразу же вынуждено вести борьбу за существование, исход которой все равно определяется внешними силами. Метафора человеческой судьбы или же… просто малое событие из мира природы, зафиксированное с научной точностью.

    ---



    "Танго" ("Tango"), 1980, 8 мин.
    реж. Збигнев Рыбчиньский ("Се-Ма-Фор")

    Жизнь в многосемейной квартире, доведенная до абсурда. Единственный польский лауреат "Оскара" в категории короткометражного анимационного кино.

    ---



    "Смерть на 5" ("Śmierć na 5"), 2002, 3’40 мин.
    реж. Мариуш Вильчиньский ("Pomaton EMI")

    Абсурдный, забавно нарисованный видеоклип на песню культового, преждевременно ушедшего из жизни польского певца Гжегожа Чеховского. Работа не менее культового, независимого аниматора, за плечами которого – ретроспектива в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

    ---



    "Ихтис" ("Ichthys"), 2005, 16’
    реж. Марек Скробецкий ("Се-Ма-Фор")

    Одинокий мужчина, путешествующий на лодке, заказывает рыбу в ресторане, расположенном в готическом соборе. Нехитрая, на первый взгляд, история неожиданно приобретает библейское измерение.


    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ

    (общая продолжительность: 92 мин.)
    Куратор программы: Марчин Гижицкий

    Где и когда показываем:

    - 29 октября (сб), 17:00, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)
    - 1 ноября (вт), 21:30, к/т "Ролан" (Чистопрудный бульвар, 12а)


    ***

    У польского экспериментального кино долгая история. Его предтечей можно назвать Феликса Кучковского, который уже в 1918 году снимал импровизационные анимационные фильмы (как он сам называл их – "визионерские") без сценария. Перед Второй мировой войной лидерами польского кинематографического авангарда в Польше были Стефан и Франчишка Темерсоны. Они создали семь фильмов, большинство из которых, к сожалению, не сохранилось. Экспериментальное кино возродилось в Народной Польше в 1957 году, во время так называемой оттепели – главным образом благодаря переломным работам Яна Леницы, Валериана Боровчика и Анджея Павловского. Вскоре к ним присоединились другие режиссеры, в том числе Казимеж Урбаньский и участники группы "Мастерская киноформы". В ней среди прочих начинал Збигнев "Збиг" Рыбчиньский, лауреат премии "Оскар" 1983 года.

    ***

    Что показываем:



    "Тут и там" ("Tam i tu"), 1957, 6 мин.
    реж. Анджей Павловский (Кинообъединение "Po prostu")

    Фильм, снятый с использованием специально сконструированной Анджеем Павловским – проектировщиком промышленных образцов, фотографом и скульптором – аппаратуры для проекции движущихся абстрактных образов, называемых «кинеформами». Возникающий в результате поистине космический эффект усиливается музыкой Адама Валачиньского, одного из ведущих польских авторов современной музыки.

    ---



    "Жил-был..." ("Był sobie raz…"), 1957, 8’30 мин.
    реж. Ян Леница, Валериан Боровчик (Кинообъединение "Кадр2)

    Кинематографический коллаж: черное пятно туши странствует по свету, воплощаясь в различных образах. Импровизированный фильм без сценария.

    ---



    "Дом" ("Dom"), 1958, 12 мин.
    реж. Ян Леница, Валериан Боровчик (Студия документальных фильмов в Варшаве)

    Очередной импровизационный фильм Леницы и Боровчика. Произведение, которое принесло его создателям международную славу, благодаря Гран-при в конкурсе экспериментального кино на "Экспо-58" в Брюсселе. Цепь сюрреалистических сцен, подчиненных поэтике сна.

    ---



    "Сладкие ритмы" ("Słodkie rytmy"), 1965, 6’30 реж.
    реж. Казимеж Урбаньский (Студия киноминиатюр)

    Формальный эксперимент, в котором документальные съемки сочетаются с эффектами, полученными непосредственно на кинопленке без использования камеры.

    ---



    "Путешествие" ("Podróż"), 1970, 6’20 мин.
    реж. Даниэль Шчехура ("Се-Ма-Фор")

    История путешествия мужчины на поезде, цель которого остается тайной. Фильм-вызов, брошенный зрителям, привыкшим, что в анимационном фильме должно быть много действия.

    ---



    "Рынок" ("Rynek"), 1971, 5 мин.
    реж. Юзеф Робаковский, Тадеуш Юнак, Рышард Майснер (Мастерская киноформы)

    Один день из жизни рынка, сжатый до пяти минут.

    ---



    "Сам себе рулевой" ("Sam sobie sterem"), 1971, 6 мин.
    реж. Катажина Ляталло (Студия рисованных фильмов в Бельско-Бяла)

    Интересный выход на территорию экспериментального фильма (основанный на манипуляции фотографией), сделанный художницей, имя которой, как правило, связывают с творчеством для детей.

    ---



    "Новая книга" ("Nowa książka"), 1975, 10 мин.
    реж. Збигнев Рыбчиньский ("Се-Ма-Фор")

    Мужчина идет по делу в учреждение, но оно закрыто, и он бесцельно бродит по городу. Его блуждания мы видим на девяти небольших экранах, синхронизированных по времени.

    ---



    "Что мы видим, закрыв глаза и заткнув уши" ("Co widzimy po zamknięciu oczu i zatkaniu sobie uszu"), 1978, 5 мин.
    реж. Юлиан Антониш (Студия анимационных фильмов в Кракове)

    Фильм без камеры, нарисованный прямо на кинопленке. Забавная попытка представить то, что мы чувствуем, совершив обозначенные в названии действия.

    ---



    "COPYRIGHT BY FILM POLSKI MCWLXXVI", 1976, 3 мин.
    реж. Петр Шулькин (Студия анимационных фильмов в Кракове)

    Шутливый антиавангардный фильм.

    ---



    "Солнце" ("Słońce"), 1977, 3 мин.
    реж. Юлиан Антониш (Студия киноминиатюр)

    Формальный эксперимент: фильм, созданный при помощи штампования картинок с линогравюр прямо на кинопленке. Еще одно произведение крупнейшего польского мастера бескамерного кино.

    ---



    "Блочный дом" ("Blok"), 1982, 10 мин.
    реж. Иероним Нойман ("Се-Ма-Фор")

    Срез (в буквальном значении этого слова) жилого дома. Камера следит за тем, как причудливо переплетаются судьбы его обитателей.

    ---



    "Линия" ("Linia"), 1981, 7 мин.
    реж. Гжегож Рогаля ("Се-Ма-Фор")

    В обычную жизнь неожиданно вторгается странный элемент, который трансформирует действительность.

    ---



    "Тявкай, дворняжка, закатывай скандал, жемчужинка" ("Kundelku ujadaj, perełko rób piekło"), 2006, 3’50 мин.
    реж. Войчех Бонковский

    Единственное в своем роде бескамерное кино, частично абстрактное, частично фигуративное, лишенное традиционной фабулы. Автор – кинематографист, художник, музыкант и перформер.


    МОЛОДАЯ ПОЛЬСКАЯ АНИМАЦИЯ

    (общая продолжительность: 86 мин.)
    Куратор программы: Мариуш Фрукач

    Где и когда показываем:

    - 30 октября (вскр), 15:00, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18
    - 3 ноября (чт), 18:30, к/т "Ролан" (Чистопрудный бульвар, 12а)
    - 6 ноября (вскр), 15:00, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)


    ***

    Мариуш Фрукач
    Молодая кровь польской анимации


    Первый набор в мастерскую кинорисунка, которую вел Казимеж Урбаньский в Академии изящных искусств в Кракове, и которую принято считать началом системы образования в области анимационного кино в Польше, произошел в то же самое время, что и символический старт польской анимации как искусства, а именно в 1957 году, когда состоялась премьера фильма "Жил-был..." Валериана Боровчика и Яна Леницы. Это совпадение замечательно отражает характер польского образования, ориентированного на формирование художников, а не умелых ремесленников. В обучении будущих поколений аниматоров участвуют выдающиеся творцы (Петр Думала, Ежи Куча, Иероним Нойман, Мариуш Вильчиньский), а богатое техническое оснащение школ обеспечивает высокий технический уровень студенческих фильмов.
    В Польше существует четыре основных центра обучения анимации. Три из них функционируют в Академиях изящных искусств (Краков, Познань, Варшава), четвертый – это факультет анимации и спецэффектов в Государственной высшей школе кино, телевидения и театра в Лодзи. Каждое из этих мест имеет свою специфику и несколько отличный от других профиль. Лодзь и Познань ориентированы на комплексное образование большим коллективом преподавателей с разными взглядами и интересами. Обучение в таком анимационном "котле" приносит в результате большое разнообразие творческих подходов и лучшую подготовку в плане мастерства кинорежиссера. В свою очередь, программа обучения в Кракове и Варшаве имеет более авторский характер и определяется главным преподавателем (Ежи Кучей и Иеронимом Нойманом соответственно). Работы студентов двух этих школ нередко отличаются особой чуткостью к пластике изображения, экспериментальным запалом и авторским характером.
    В представленную программу включены самые интересные фильмы за последние 5 лет из Академий изящных искусств в Варшаве и Познани, а также из киношколы в Лодзи. Выбрать их было нелегко, поскольку в Польше каждый год появляется примерно 15-20 интересных анимационных фильмов, снятых студентами. Зрители увидят в этих работах повышенный интерес режиссеров к классическим техникам (рисунок, перекладка, кукольная анимация), которые переживают сегодня ренессанс, и попытки обновить формулу компьютерной анимации и уйти от реалистичности, которая была так популярна еще несколько лет назад (например, Summertime, "Телка"). Помимо большого технического разнообразия студенческую анимацию отличает также широкий тематический спектр. Молодые режиссеры с удовольствием рассказывают о любви ("Телка", "Остаток мира") и дружбе (The Rabbit Case), детских травмах (Весьма своеобразный вечер), критикуют бессмысленное потребление (Торговый центр) и переизбыток информации ("Поговори с ним"), с изрядной долей юмора смотрят на общество (Трамвай) и разъедающие его патологии ("Ярмарка орхидей"), а также ищут лекарство от одиночества и неудовлетворенности современного человека ("Дрожащие хоботы"). Не обходится и без смелых, экспериментальных по форме размышлений о физической сложности мира ("Суперструна") и животной природе человека ("Протозоа"). Рядом с горькой задумчивостью и рефлексией, которые в течение многих лет были фирменным знаком польской анимации, возникает все больше сложного юмора, теплой иронии и даже элементов ужаса. Все эти фильмы награждались на польских анимационных фестивалях, а некоторые картины (например, "Телка") имели успех и за границей (Аннеси, Оттава). Предлагаемая программа, конечно же, не исчерпывает всего спектра творческих стратегий, явлений и индивидуальностей в молодой польской анимации, но является своего рода картой, на которой обозначены основные тенденции и течения, характерные для поколения двадцатилетних.

    ***

    Что показываем:



    "Телка" ("Laska"), 2008, 6 мин.
    реж. Михал Соха ("Platige Image")

    Юмористическая история о взаимоотношении полов, "взятая из жизни". Случай, символически изображающий состояние влюбленности и его последствия. Встреча с мужчиной, игра, танцы, любовный акт.

    ---



    "Трамвай" ("Tramwaj"), 2007, 8’30 мин.
    реж. Моника Кучинецкая (Академия изящных искусств в Познани)

    Гиперболизированный, местами абсурдный образ городской реальности, увиденный с точки зрения вагоновожатого трамвая. Фильм словно в кривом зеркале показывает поведение людей разного возраста и разных общественных слоев: подвыпившего мужчины, женщины с необъятным декольте, контролера – и даже свиньи, сбежавшей с мясокомбината.

    ---



    "Поговори с ним" ("Porozmawiaj z nim"), 2010, 7’30 мин.
    реж. Агата Прентка (Академия изящных искусств в Познани)

    Фильм затрагивает проблему потока информации в современном мире и говорит не только о необходимости отфильтровывать все то, чем нас постоянно атакуют, но также о необходимости выражать собственные мысли и быть выслушанным.

    ---



    "Торговый центр" ("Galeria"), 2010, 4’44 мин.
    реж. Роберт Прох (Академия изящных искусств в Познани)

    Гротескная иллюстрация выходного дня современной супружеской пары с собачкой. Меткие наблюдения автора за навязчивыми ритуалами в современных святынях потребления поданы в легкой и забавной форме. В шопоголическом балете, исполненном в ритме зажигательной музыки, нетрудно забыть об основополагающих ценностях.

    ---



    "Остаток мира" ("Reszta świata"), 2008, 6’40 мин.
    реж. Агата Гожондек (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Фильм о любви. Одинокий паяц ищет в толпе родственную душу. Есть ли в современном мире место Другому? Удастся ли герою вырваться из серой массы?

    ---



    "Суперструна" ("Superstruna"), 2009, 5 мин.
    ре. Анджей Йобчик (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Мир элементарных частиц прекрасно характеризуют слова Ричарда Фейнмана: "Если вы думаете, что понимаете квантовую механику, значит, вы ее не понимаете". "Суперструна" представляет вольную художественную интерпретацию загадочного мира кварков и атомов. Энергия, волна и гравитация – таких понятий касается этот фильм.

    ---



    "The Rabbit Case", 2009, 10’20 мин.
    реж. Якуб Вроньский (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Фильм о дружбе и ответственности. Он рассказывает о поучительном приключении двух симпатичных героев – Зайчика и Волка, перенося нас в мир, где сказка переплетается с "человеческой" реальностью.

    ---



    "Весьма своеобразный вечер" ("Wieczór wielce osobliwy"), 2009, 10’10 мин.
    реж. Кацпер Замарло (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Короткий рассказ об увлечениях и травмах детства, а также об их печальных и опасных последствиях во взрослой жизни.

    ---



    "Summertime", 2009, 9 мин.
    реж. Циприан Пивоварский (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    В мире, где далеко за горизонт простирается океан пшеницы, живут ловцы зерна. Единственным участком суши им служит старая деревянная мельница, а где-то в глубинах зернового моря живет одинокая девушка.

    ---



    "Ярмарка орхидей" ("Kiermasz storczyków"), 2009, 8’30 мин.
    реж. Наталья Дзедзиц (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Фильм рассказывает о страстном увлечении жителей одной гористой деревни. Их интерес очень быстро перерастает в привычку и даже в помешательство. Они начинают собирать по всей деревне металлические предметы… и не останавливаются ни перед чем.

    ---



    "Протозоа" ("Protozoa"), 2010, 5’35 мин.
    реж. Анита Квятковская-Накави (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Сквозь объектив микроскопа мы наблюдаем за разыгранным на лабораторном стеклышке необыкновенным абстрактно-фигуративным спектаклем. Его героем является человек, который при столь сильном увеличении обнажает свою животную натуру. Студентка в работе 1 курса умело соединила ясность повествования с экспериментальной пластикой анимации в киселе.

    ---



    "Дрожащие хоботы" ("Drżące trąby"), 2010, 3’30 мин.
    реж. Наталья Брожиньская (Высшая государственная школа кино, телевидения и театра в Лодзи)

    Недовольный своей физиономией Пафнутий – меховой недотепа с латексным хоботом – с завистью смотрит на фотографию Каласантия, который кажется ему пышущим здоровьем и душевным спокойствием примером для подражания. Тем временем одинокий Калась испытывает подобные чувства… Полная удивительного взрывного юмора и жизненной мудрости камерная история о разрушительной силе негативных эмоций, закадровое повествование в которой представляет обаятельный монолог режиссера Натальи Брожиньской.


    "КОГДА ПАПА БЫЛ МАЛЕНЬКИМ"

    (общая продолжительность: 57’30 мин.)

    Где и когда показываем:

    - 31 октября (пн), 13:00, к/т "Вымпел" (ул. Коминтерна, 8)
    - 31 октября (пн), 13:00, к/т "Молодежный" (ул. Люблинская, 11)
    - 1 ноября (вт), 13:00, к/т "Полет" (ул. Нелидовская, 10, стр. 1)
    - 2 ноября (ср), 13:00, к/т "Вымпел" (ул. Коминтерна, 8)
    - 2 нобря (ср), 13:00, к/т "Полет" (ул. Нелидовская, 10, стр. 1)
    - 3 нобря (чт), 12:00, к/т "Художественный" (Арбатская пл., 14)
    - 3 ноября (чт), 13:00, к/т "Искра" (ул. Костякова, 10)
    - 3 ноября (чт), 13:00, к/т "Юность" (ул. Маршала Рыбко, 1/14)
    - 4 ноября (пт), 13:00, к/т "Юность" (ул. Маршала Рыбко, 1/14)
    - 4 нобря (пт), 13:00, к/т "Художественный" (Арбатская пл., 14)
    - 5 ноября (сб), 13:00, к/т "Салют" (ул. Кедрова, 14/3)
    - 6 ноября (вскр), 10:30, Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)
    - 6 нобря (вскр), 12:00, к/т "Художественный" (Арбатская пл., 14)
    - 6 нобря (вскр), 13:00, к/т "Салют" (ул. Кедрова, 14/3)


    Что показываем:



    "Конокрад" ("Koniokrad"), из сериала "Приключения Болека и Лелека на Диком Западе", 1972, 9’55 мин.
    реж. Бронислав Земан

    Джимми Пиф-Паф выходит на волю и крадет у Лёлека его любимого коня... Болек и Лёлек – возможно, самые знаменитые польские анимационные герои, слава которых распространилась за пределы их родины.

    ---



    "Во дворе" ("Na podwórzu"), из сериала "Волшебный карандаш", 1964, 8’20 мин.
    реж. Кароль Баранецкий

    Этот культовый анимационный сериал снимался на студии «Се-Ма-Фор» в Лодзи. Он посвящен приключениям мальчика Пётрека и его собачки, которым в решении самых разных проблем помогает волшебный карандаш.

    ---



    "Подводные сокровища" ("Podwodny skarb"), из сериала "Волшебный карандаш", 1969, 10’35 мин.
    реж. Збигнев Чернелецкий

    Однажды Пётрек и его собачка обнаруживают на дне моря, недалеко от берега, затонувший корабль...

    ---



    "Турбина" ("Turbina"), из сериала "Находчивый Добромир", 1975, 10’03 мин.
    реж. Роман Хущо

    Главные герои этого популярного сериала, снимавшегося на Студии киноминиатюр в Варшаве: дедушка и его внук, у которого рождаются необычные и полезные идеи.

    ---



    "Рекс-защитник" ("Reksio obrońca"), из сериала "Рекс", 1970, 9’07 мин.
    реж. Лехослав Маршалек

    Этот анимационный сериал снимался на крупнейшей в Польше Студии рисованных фильмов, расположенной в городе Бельско-Бяла. В нем рассказывается о приключениях доброй и умной собачки и ее друзей.

    ---



    "Рекс-укротитель" ("Reksio pogromca"), из сериала "Рекс"
    реж. Мариан Холерек, 1974, 9’30 мин.

    Рекс начинает дружить с Зайчиком. Когда он отправляется с хозяином на прогулку, ему приходится проявить немало умений, чтобы спасти нового друга.


    РЕТРОСПЕКТИВА ПЕТРА ДУМАЛЫ

    (общая продолжительность: 91 мин.)

    Где и когда показываем:

    - 4 ноября (пт), 15:00, к/т "Пионер" (Кутузовский пр-т, 21)
    - 6 ноября (вскр), 18:30, к/т "Ролан" (Чистопрудный бульвар, 12а)


    ***

    Марчин Гижицкий
    Введение в творчество Петра Думалы


    Петр Думала – один из тех выдающихся режиссеров анимации, что сами создают для себя рабочие инструменты и придумывают собственные техники. Специализацией Думалы стала анимация образов, нарисованных на гипсовых плитах, к чему он пришел еще во время учебы на факультете консервации Академии изящных искусств в Варшаве, где занимался консервацией камня.
    Работая в этой технике, художник создал свои главные фильмы: "Кроткая» (1985) по Достоевскому, "Стены" (1987), "Франц Кафка" (1991), а также "Преступление и наказание" (2000) – естественно, тоже по Достоевскому. Эти ленты представляют темное, фрейдовское видение мира, в котором из душ героев выходят на свет различные кошмары. Однако в творчестве Думалы есть и другое направление – ироническое, шутливое, порой окрашенное черным юмором. К этой группе относятся такие работы, как "Черная шапочка" (1983), "Беспокойная жизнь Вселенной" (1986) и "Доктор Характер" (2010).
    С недавнего времени Думала начал выходить за пределы традиционных кинематографических приемов в сторону так называемого "расширенного кино". В 2009 году на фестивале "Эра. Новые Горизонты" во Вроцлаве он продемонстрировал специально предназначенный для проекции на стене здания суперпанорамный фильм "Борьба, Любовь и Работа", где, используя и множа мотивы, известные по живописи и пропагандистскому искусству, создал гипнотический анимационный балет на музыку Александра Баланеску.
    Совершенно новое лицо Думалы открывает его первый полнометражный актерский фильм "Лес". Это произведение неспешное, созерцательное, визуально скупое (черно-белые съемки), эстетское. Режиссер подводит в нем итог своим отношениям с отцом.
    Оригинальное творчество Петра Думалы принесло ему множество международных наград и неоспоримую позицию в мире анимации.

    ***

    Что показываем:



    "Ликантропия" ("Lykantropia"), 1981, 5 мин.

    Удивительно зрелый дебют режиссера, в котором можно найти практически все элементы его поэтики. Мрачная история об оборотнях – людях, превратившихся в чудовища, а точнее, лишь облачающихся в волчьи шкуры.

    ---



    "Черная шапочка" ("Czarny kapturek"), 1983, 6 мин.

    Классическая детская сказка превращена в этом фильме во взрывную цепочку событий, высвобождающих в героях необузданные желания.

    ---



    "Кроткая" ("Łagodna"), 1985, 12 мин.

    Бесспорный шедевр Думалы, снятый в "гипсовой" технике. Взявшись за анимационную экранизацию повести Достоевского, режиссер сконцентрировался на внутренних переживаниях героини, которые привели ее к самоубийству. Магические образы фильма напоминают живописные полотна и плавно трансформируются на глазах зрителя.

    ---



    "Беспокойная жизнь Вселенной" ("Nerwowe życie kosmosu"), 1986, 4 мин.

    Блестящий, пронизанный черным юмором короткий фильм, вскрывающий звериную природу человека.

    ---



    "Стены" ("Ściany"), 1987, 8 мин.

    Маленький Человек, замкнутый в небольшом помещении, напоминающем коробку, находится под надзором Большого Человека. В созданной режиссером депрессивной монохроматической картине мира нетрудно разглядеть метафору порабощенного общества в условиях тоталитарной системы.

    ---



    "Свобода ноги" ("Wolność nogi"), 1988, 1 мин.

    Гротескная и в то же время философская история, пропитанная духом Гоголя и Кафки, о ноге, которая однажды ночью покинула своего владельца.

    ---



    "Франц Кафка" ("Franz Kafka"), 1991, 16 мин.

    Один из наиболее оригинальных и психологически тонких биографических фильмов в истории кино.

    ---



    "Преступление и наказание" ("Zbrodnia i kara"), 2000, 30 мин.

    Самый длинный (с точки зрения хронометража) и амбициозный анимационный фильм Думалы. Это не адаптация романа Достоевского, а скорее, как признается сам режиссер, сон о нем. Из первоисточника Думала позаимствовал главных героев и перенес их в вымышленное пространство, напоминающее то Прагу, то рабочий район Варшавы, то Манхэттен из "Америки" Кафки...


    ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ФИЛЬМЫ О ПОЛЬСКОЙ АНИМАЦИИ МАРЧИНА ГИЖИЦКОГО



    30 октября (вскр), 16:00 | к/т "Художественный" (Арбатская пл., 14)
    "Путешествия Даниэля Шчехуры" ("Podróże Daniela Szczechury")
    Сценарист и режиссер: Марчин Гижицкий
    Оператор: Анджей Адамчак
    Композитор: Ярослав Сивиньский
    Монтаж: Богдан Сагановский
    Производство: Киностудия "Калейдоскоп", Агентство кинопроизводства, TVP 2
    Носитель: Бетакам SP, 40 мин.
    2005 год

    Портрет известного польского аниматора, по большей части снятый в поезде, в котором он едет на встречу со студентами колледжа в городе Бельско-Бяла и рассказывает о себе. Воспоминания Шчехуры переплетены с фрагментами его фильмов, а также интервью друзей, коллег, бывших студентов, среди которых: Джанальберто Бендацци, Рауль Серве, Петр Думала и Ежи Калина. Название и композиция фильма отсылают к одному из самых известных фильмов Шчехуры "Путешествие", снятому в 1970 году.

    5 ноября (сб), 16:00 | к/т "Художественный" (Арбатская пл., 14)
    "Остров Яна Леницы" ("Wyspa Jana Lenicy")
    Сценарист и режиссер: Марчин Гижицкий
    Оператор: Марек Паковский
    Композитор: Марек Вильчиньский
    Монтаж: Эва Ружевич
    Производство: Польское телевидение
    Носитель: Бетакам SP, 29 мин.
    1998

    В 1998 году Ян Леница начал снимать в Польше фильм "Остров Р.О.". Это была первая, начиная с 1962 года, картина признанного мастера на родине (и, как потом оказалось, последняя). Марчин Гижицкий использовал это событие в качестве основы для документального фильма о более чем 50-летнем творческом пути мастера. Леница рассказывает о взлетах и падениях в своей карьере в качестве мультипликатора, художника-плакатиста и режиссера, посещает выставку рисунков отца и Музей карикатур, с которым он сотрудничал. И, конечно, мы видим Леницу на съемочной площадке "Острова Р.О.", который он сам называл своеобразным сведением счетов с двумя тоталитарными режимами, оказавшими огромное влияние на всю его жизнь.


    ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ В ПОЛЬСКОЙ АНИМАЦИИ

    (лекция Марчина Гижицкого)
    5 ноября (сб), 15:00 | Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)

    Польская анимация после 1957 года отличалась не только оригинальной формой, но также смелым – для кинематографии советского блока – политическим наполнением. Лекция Марчина Гижицкого должна показать, как с течением времени менялась пластика польского анимационного кино, а вместе с ней и его содержание.


    МАСТЕР-КЛАСС ПЕТРА ДУМАЛЫ

    5 ноября (сб), 17:00 | Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)


    ИНСТАЛЛЯЦИЯ ПЕТРА ДУМАЛЫ "БОРЬБА, ЛЮБОВЬ И РАБОТА"

    5 ноября (сб), 20:00 | Проект FАБRIKA, зал "Каландры" (Переведеновский пер., 18)



    "С недавнего времени Думала начал выходить за пределы традиционных кинематографических приемов в сторону так называемого "расширенного кино". В 2009 году на фестивале "Эра. Новые Горизонты" во Вроцлаве он продемонстрировал специально предназначенный для проекции на стене здания суперпанорамный фильм "Борьба, Любовь и Работа", где, используя и множа мотивы, известные по живописи и пропагандистскому искусству, создал гипнотический анимационный балет на музыку Александра Баланеску". (Марчин Гижицкий)


    СЮРРЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ПЛАКАТЫ ЯНА ЛЕНИЦЫ

    4-6 ноября | Проект FАБRIKA, Выставочный зал "Оливье" (Переведеновский пер., 18)



    "ПЛАКАТ ДОЛЖЕН ПЕТЬ!"
    ЯН ЛЕНИЦА

    Ян Леница (1928, Познань – 2001, Берлин) – личность в истории искусства уникальная. Художник-плакатист, график, кинорежиссер, сценограф, книжный оформитель, критик… Человек-эпоха, вклад которого в польское и мировое искусство трудно переоценить.
    Получив диплом инженера-архитектора, Леница начал творческую карьеру как иллюстратор на страницах легендарного сатирического еженедельника "Шпильки" в 1945 году. Через 5 лет он создал свой первый плакат, став таким образом одним из основателей послевоенной "польской школы плаката". А еще через 7 лет вместе с Валерианом Боровчиком он снял фильм "Дом", навсегда изменивший облик польской анимации и поразивший участников ЭКСПО-58 в Брюсселе, где он получил Гран-при как лучший экспериментальный фильм. После еще нескольких выдающихся коротких лент (среди которых "Лабиринт", вошедший в канон мирового сюрреализма) Леница покинул родину и с тех пор жил за границей, до последнего дня не приостанавливая творческой активности.
    На выставке в "Актовом зале" вниманию зрителей предлагается несколько работ художника разных лет (от 1962 до 1998 годов) из собраний Польского культурного центра в Москве. Бόльшая их часть – афиши к театральным спектаклям. Кинематографу мастер уделял не меньше внимания, но эта тема, с нашей точки зрения, достойна отдельной экспозиции, поэтому мы ограничились лишь двумя афишами к классическим фильмам ("Нож в воде" Романа Поланского и "Казанова" Федерико Феллини). Они кажутся нам уместным дополнением, потому что представленные здесь плакаты демонстрируют разные грани творческой манеры Леницы – от своеобразного минимализма до явного увлечения модернизмом.
    Все они реализуют в пластике вынесенные в заглавие знаменитые слова Леницы, его своеобразное творческое кредо, но главное, что их объединяет, – тема. Каждая работа – это не просто иллюстрация к той или иной постановке, но картина, показывающая хрупкость человеческой натуры и ненадежность окружающего мира. Каждая из них служит доказательством, что польский плакат – оригинальное и необыкновенно важное явление в истории художественного искусства.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНО



    2 ноября (ср), 21:00 | Культурный центр "Актовый зал" (Переведеновский пер., 18)
    "Лес" ("Las"), дебют Петра Думалы в полнометражном игровом кино
    продолжительность: 75 мин.
    год: 2009
    режиссер: Петр Думала
    студия: Eureka Media
    продюсер: Кшиштоф Копчиньский

    Действие этого эстетского черно-белого экспериментального фильма, практически лишенного диалогов, разворачивается в двух временных пластах. В одном старик ведет своего сына через лес, а в другом находится под его опекой, будучи прикованным к постели смертельной болезнью. Две эти линии, согласно авторскому замыслу, неразрывно связаны и дополняют друг друга, создавая впечатление параллельных миров, в которых одни и те же люди могут прожить различные жизни. Заглавный лес – это метафора человеческой судьбы. Режиссер совершил попытку показать пограничье между жизнью и смертью, когда подвергаются проверке сложные взаимоотношения отца и сына. "Лесная" история отсылает нас к библейским героям Аврааму и Исааку. В свою очередь, линия больного отца и сына очень сурова и в известном смысле натуралистична. Они развиваются параллельно, но как бы в противоположных направлениях, достигая в кульминации взаимопроникновения...

    ---



    3 ноября (чт), 21:30, к/т "Ролан" | 4 ноября (пт), 21:00, к/т "Пионер" | 5 ноября (сб), 19:30, Культурный центр "Актовый зал"
    "Анимированная история Польши" ("Animowana historia Polski"), в рамках программы "Компьютерные мультфильмы. Фестиваль SIGGRAPH"
    продолжительность: 8 мин. 51 сек.
    год: 2010
    режиссер: Томек Багиньский
    студия: Platige Image

    "Анимированная история Польши" была создана для Международной выстаки EXPO– 2010 в Шанхае и стала там хитом. Ее автор – известный аниматор Томаш Багиньский, несостоявшийся архитектор. В 2002-2003 годах он прославился благодаря своей дебютной работе "Собор" ("Katedra"), получившей номинацию на "Оскар". Багиньский тесно сотрудничает с писателем-фантастом Яцеком Дукаем и оформляет обложки для его книг (в том числе для бестселлера "Лед"). "Анимированную историю" Багиньскому заказало Польское агентство по развитию предпринимательства. Научным консультантом ролика выступил проф. Хенрик Самсонович. Как утверждается на сайте Агентства, "эта работа – стильный визуальный коллаж, который придется по вкусу как любителям насыщенной киношной формы, так и пуристам от истории".
    Багиньский рассказывает об идее мультфильма так: "История Польши, как, впрочем, каждой страны, – это масса событий, людей и дат. Множество данных. Не только действий, но и вещей менее уловимых. Как это множество заключить в фильме на несколько минут? Зрители хотят событий. Неожиданностей. Ухода в иную реальность, восхищения картинкой и музыкой, ощущений.
    Даже если они требуют знаний, то скорее им хочется узнать о том, что у поляков есть, чем их страна отличается от других. Они хотят понять, зачем нас стоит знать, и что это за европейское племя – поляки. Поэтому я исходил из буквальной трактовки темы "История Польши". За восемь минут удается передать только общие впечатления, настроения и атмосферу, так что фильм наш имеет такой вид. Визуальная поэма, стихи, рассказанные изображением, вдохновленные польской историей. Гигантский коллаж из самых разнообразных элементов, соединенных между собой очень плавно".


    ---



    3 ноября (чт), 21:30, к/т "Ролан" | 4 ноября (пт), 21:00, к/т "Пионер" | 5 ноября (сб), 19:30, Культурный центр "Актовый зал"
    "Синематограф" ("The Kinematograph"), в рамках программы "Компьютерные мультфильмы. Фестиваль SIGGRAPH"
    продолжительность: 12 мин. 40 сек. (отрывок)
    год: 2010
    режиссер: Томек Багиньский
    студия: Platige Image

    Короткометражный фильм о фанатичном пионере кинематографа, который не замечает, как изобретая новое, теряет то, что имеет.

    ---



    1 ноября (вт), 19:30, "Актовый зал" | 2 ноября (ср), 20:00, к/т "Ролан" | 5 ноября (сб), 19:00, к/т "Пионер"
    "Мальчин Дэнни" ("Danny Boy"), в рамках программы "Дивный новый мир"
    продолжительность: 10 мин.
    техника: кукольный
    год: 2010
    режиссер: Марек Скробецкий
    студия: Se-ma-for Production, Archangel S. A.
    страна: Польша/Швейцария

    Социальная сатира на общество, где нормальный человек чувствует себя неадекватно. Главный герой фильма – молодой человек Дэнни (ассоциативно связанный с протагонистом известной в англоязычных странах песни "Мальчик Дэнни") бродит по улицам города безголовых. Он единственный здесь имеет голову, и она крайне мешает ему жить нормально.

    Лучший короткометражный фильм на МКФ в Трансильвании; лучшая короткометражная анимация на МКФ в Ненцинге (Германия).


    ---



    3 ноября (чт), 21:30, "Актовый зал" | 4 ноября (пт), 20:00, к/т "Ролан" | 6 ноября (вс), 19:00, к/т "Пионер"
    "Пути ненависти" ("Paths of Hate"), в рамках программы "И так бывает"
    продолжительность: 10 мин.
    техника: 2D
    год: 2010
    режиссер: Дамьян Ненов
    студия: Platige Image
    страна: Польша

    Очередной блокбастер от знаменитой польской студии Platige Image. "Пути ненависти" - это короткий рассказ о демонах, которые дремлют в человеческих душах и которым ничего не стоит погрузить нас в пучину слепой ненависти, ярости и злости.

    Спецприз жюри на фестивале SIGGRAPH; спецприз жюри на фестивале в Аннеси; лучший анимационный фильм и лучший экшн на МКФ San-Diego Comic-Con (США); лучший анимационный фильм на фестивале Mundos Digitales (Испания) и др.


    ---



    30 октября (вс), 21:00, "Актовый зал" | 31 октября (пн), 21:00, к/т "Ролан" | 4 ноября (пт), 21:00, к/т "Пионер"
    "Миллхэвен" ("Millhaven"), в рамках программы "От любви до смерти"
    продолжительность: 7 мин.
    техника: 2D
    год: 2010
    режиссер: Бартек Кулас
    студия: Krakow Film Foundation
    страна: Польша

    Фильм сделан по мотивам одноименной песни Ника Кейва и рассказывает о девочке Лоретте, которая однажды поняла: все когда-нибудь умрут. С тех пор зеленоглазая Лоретта стремится ускорить этот процесс.

    Почетное упоминание на МКФ Anchorage (Аляска); лучший польский анимационный фильм на МКФ Era New Horizons (Польша)


    ---



    30 октября (вс), 21:00, "Актовый зал" | 31 октября (пн), 21:00, к/т "Ролан" | 4 ноября (пт), 21:00, к/т "Пионер"
    "Маска" ("Maska"), в рамках программы "От любви до смерти"
    продолжительность: 24 мин.
    техника: кукольный
    год: 2010
    режиссеры: Братья Куэй
    студия: Se-ma-for Film Production
    страна: Польша
    художники: Братья Куэй

    "Маска" - новый фильм режиссеров и кукольных аниматоров братьев Квей, музыку к которому написал Кшиштоф Пендерецкий. Сценарий создан по мотивам одноименной повести Станислава Лема. Действие происходит в технологически развитом, но в то же время феодальном мире. А главной героиней становится прекрасная Дуэнна, которая была создана для выполнения определенного задания. Однако ей придется выбирать между любовью и своим предназначением.

    Sacem Award за оригинальную музыку на фестивале в Аннеси; лучший фильм в категории от 15 до 50 минут на МАФ Anifest (Чешская Республика); гран-при на МАФ в Варне (Болгария) и др.









    КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

    ИЮЛЬ АВГУСТ
    03
    04
    05
    06
    07
    08
    События 8 июля 2017
    11:30 Прощание с Ириной Ратушинской
    09
    10
    11
    12
    13
    14