fbpx Лукаш Кос | ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В МОСКВЕ
PL RUS
События

Лукаш Кос

ЛУКАШ КОС (Łukasz Kos) — театральный режиссёр с театроведческой подготовкой. За свою карьеру он успел поработать с разными жанрами и формами, но наибольшее расположение проявляет к современной пьесе. Ещё в студенческие времена он побывал ассистентом таких именитых режиссёров как Майя Коморовская («Дачники» Горького, 1994), Рудольф Зёла («Буря» Шекспира, 1997) и Анджей Вайда («Клятва» Выспяньского, 1997).

У Коса два образования: первое он получил на факультете театроведения Театральной академии в Варшаве, а второе — на факультете драматической режиссуры Высшей театральной школы в Кракове. Настоящим его дебютом стал спектакль «Дзяды, часть III. Келья Конрада» по Адаму Мицкевичу, который он поставил на подмостках Театра Людовы вместе с Мареком Вроной (1998). После этого Кос обратился к тематике кабаре. Большую известность получило его представление «Go-Go или невротическая особенность нашего времени», сначала в лодзинском Театре Новы (2001), а затем на «Сцене СТУ» (2005). Темой спектакля стала «впечатлительность поколения „грустных тридцатилетних“». Продолжая осваивать режиссуру, Кос обратился к оперному жанру. Сначала он поставил экспериментальную камерную оперу «Человек, перепутавший жену со шляпой» (композитор — Майкл Найман). На эту постановку его вдохновило исследование британского невролога Оливера Сакса, который описал влияние музыки на работу мозга. За экспериментом последовали постановки в Большом театре — Национальной опере: «Записки пропавшего» Леоша Яначека и «Сонеты Шекспира» Павла Мыкетына (2006). Спектаклем-событием стала лодзинская «Водяная курочка» Станислава Виткевича, которую Кос ввёл в современный контекст.

С начала 2000-х Кос регулярно обращается к современной драматургии. Известные его постановки: «Анаэробы» Ингмара Виллквиста (Театр Новы в Лодзи, 2001), за которых он получил премию от лодзинских рецензентов как режиссёр года, а также приз зрительских симпатий на V Общепольском фестивале искусства режиссуры «Интерпретация» (Катовице); «Теперь мы будем хорошими» Павла Сали (Театр Польский во Вроцлаве, 2003) — приз за режиссуру на III Фестивале современной драматургии в Забже; «Коронация» Марека Модзелевского (Театр Народовы в Варшаве, 2004) — с неё началась работа знаменитой «Лаборатории драмы» Тадеуша Слободзянека, также она получила приз «за чуткую и эффективную работу с текстом и актёром» на IV Фестивале современной драматургии «Представленная реальность» в Забже. Среди других важных спектаклей Коса — «Сны» Ивана Вырыпаева и «Павлин королевы» Дороты Масловской.

Несмотря на успех в современной драме, Лукаш Кос продолжает ставить спектакли по классическим текстам. В последние годы критика отметила его «Клятву» по Выспяньскому (Театр Еленёгрудский им. Ц. Норвида, 2008) и «Короля-духа» по Словацкому (Театр Новы в Лодзи, 2009).