Московский Безумный Пьеро о мастер-классах театра CHOREA в Лодзи



Элина Тонева и Томаш Родович, руководители лодзинского театра «Хореа», дали мастер-классы в московском Электротеатре, а вскоре московские актеры поехали к ним в Лодзь. Вот как написал об этом Безумный Пьеро – актер и певец Сергей Васильев:
Польский театр в Москве – предмет давней любви; имя Ежи Гротовского для нас окружено аурой мифа. Поэтому, когда я в Электротеатре услышал, что «приехали ученики Гротовского, будет тренинг», не задумываясь, побежал записываться. Это было в начале июня, а в июле реализовалась возникшая на первом тренинге мечта – продолжить работу в Лодзи, в театре CHOREA.
Когда мы говорим о какой-то театральной традиции, важно говорить не только о её корне – в данном случае, о Гротовском, – но и о живых, современных ветвях. Вся наша группа буквально влюбилась в Томаша Родовича и Элину Тоневу – в педагогов открытых, живых, насыщенных жизнью. Это люди, которые живут своим делом.
Лодзь – необыкновенно интересный город, с замечательным архитектурным ансамблем, с прекрасным музеем искусства, и это город артистов. Здесь находится одна из сильнейших в Европе киноакадемий. В руководимом Томашем независимом театре продолжается поиск ответа на вопрос: что такое современный актёр? Этот же вопрос можно поставить шире: как вечная природа театра, унаследованная от античности, открывается в современном человеке? Этот вопрос стоит перед театром всегда. Если в традиции русского театра поиски это вопроса начинаются от слова, то есть от души, духа и «головы», то в методе, с которым мы встретились в Лодзи, отсчет идет от тела, от физической природы («физис» – это и есть природа на греческом). Здесь обращают огромное внимание на суть и насыщенность физического, телесного пребывания на сцене. Именно качество «включения» тела обеспечивает актера ментальной энергией для драматического действия или пения – мысль, может быть, не новая, но у меня была уникальная возможность проверить этот подход «изнутри», на своём теле.
И, конечно, порадовала интенсивность работы и общий благожелательный, дружеский настрой. Хочется продолжать работу, хочется увидеть спектакли CHOREA в Москве и принять участие в совместных проектах.
В Лодзи я понял корни такого характерного для русской интеллигенции явления как «полонофилия» – и даже, наверное, сам стал «полонофилом». У нас много общего – как и поляки, мы умеем и любим о чем-то глубоко и серьёзно задуматься. Похожи темпераменты, характеры. В то же время у польских актёров и режиссеров хочется поучиться тонкости, мягкости, изяществу.
В родственной по языку и «по душе» стране с многовековой католической традицией, университетской традицией театр воспринимается как часть некой более общей гуманитарной концепции – какого-то древнего плана по установлению гармонии между человеком и миром, человеком и Богом. Россия такого подхода к театру не знает – у нас другой фундамент. Здесь ты видишь театр в ином, чем ты привык, ключе, начинаешь понимать его природу иначе. В итоге и саму Польшу открываешь через практику польского театра – и это очень благодатное открытие.
В заключение хочу выразить благодарность Польскому культурному центру в Москве и пожелать новых успехов в развитии культурного диалога, который, надеюсь, будет приносить большие плоды.








Фото: Олимпия Орлова, Сергей Васильев

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ДЕКАБРЬ ЯНВАРЬ
15
События 15 декабря 2017
12:00 Зыгмунт Краузе выступит в Москве
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31