НОВОСТИ





26 июля 2017

Плакатный джем-сейшен польских, немецких и русских дизайнеров в Москве: прием заявок на участие
«Дневник беспокойных времен» – так называется проект польско-немецкой команды Poster REX, графиков, которые отправились в путешествие по столицам стран, которые были или остаются вовлечены в политические, военные или религиозные конфликты.




24 июля 2017

Выставка „Цвета Православия. Польша” работает в Соборе Христа Спасителя
До 15 августа в главном храме России – Соборе Христа Спасителя можно познакомиться с уникальной выставкой „Цвета Православия. Польша”.




17 июля 2017

Польские джазмены о польском и о русском джазе
Что отличает польский джаз, где в Польше можно послушать лучшие его образцы, а также чем важен российский джаз для поляков – в интервью Адама Голицкого и Михала Цесельского – польских участников «Visegrad Quintet».



БЕТЛЕЕВСКИЙ Рафал




РАФАЛ БЕТЛЕЕВСКИЙ (Rafał Betlejewski) – радикальный перформансист из Польши, фотограф, копирайтер, организатор и вдохновитель выставок, публичных акций и хэппенингов. Главная цель его творчества – пробуждать общественную активность, привлекать внимание людей, ставить их перед вопросами: о собственной идентичности, поведении, стереотипах, социальных ролях. В этом Рафалу особенно помогают его личные качества: открытость, доброжелательность, обаяние – в любом месте он быстро находит единомышленников, партнеров и помощников.

В 2003-2004 годах Бетлеевский организовал серию хэппенингов "Сожги стыд", предлагая сотрудникам компаний, недовольных своей работой и корпоративными правилами, сжигать предметы, связанные с рабочей рутиной.

В 2009 году, протестуя против принятого в Польше закона, обязывающего общественные сми пропагандировать ценности христианства, он установил в Варшаве часовенку, в которой место святого образа занимал телевизор.

Самым громким и неоднозначным проектом Рафала стала серия акций, хэппенингов, социальных опросов, дискуссий и интервью под общим названием – "Я скучаю по тебе, Еврей". В основе этого проекта лежит деятельное осмысление польской истории в XX веке. Еще в первой его половине Польша оставалась страной с наибольшой долей еврейского населения. Это соотношение жестоко изменила цепь трагических событий, приведших к искоренению польских евреев и их культуры: бедствия Первой мировой войны, гетто, нацистские лагеря смерти, антисемитская кампания 1968 года... После публикации книги Яна Томаша Гроса "Соседи" в 2000 году польское общество все больше начало осознавать свою историю в новом качестве: послевоенный мотив виктимизации поляков (их репрезентация исключительно в образе жертвы государств-агрессоров) часто ставится под сомнение. Обнаруживается, что польских евреев могли убивать не только нацисты Третьего рейха, но и свои же сограждане – поляки: в Едвабне в 1941 году или в Кельце в 1946-м. В элитарном искусстве Польши переосмысление Второй мировой войны стало одной из главных тем (в этой области особенно важны спектакли Кшиштофа Варликовского). Рафал постарался донести свои мысли и переживания до широких масс: инициировал распространение мема "Я скучаю по тебе, Еврей" с помощью граффити, устроил серию интервью и фотосессий с людьми, у которых остались светлые воспоминания о польских евреях, организовывал хэппенинги, самый главный из которых – "Сарай горит!" – символическое напоминание о погроме в Едвабне. Результаты этой кампании он опубликовал на сайте tesknie.com. Реакция поляков часто была противоречивой. Достаточно сказать, что перформансиста задерживала полиция за... распространение антисемитских лозунгов (а в отделении ему рекомендовали "сваливать" в Израиль).

В Москве Рафал впервые представил свою деятельность на международной сессии "Словарь войны", организованной проектом Letterra.org (сентябрь 2010). Там он сопроводил свой рассказ 15-минутным фильмом об акции "Сарай горит!".



В мае 2011 года ПКЦ, Государственный центр современного искусства и Центр дизайна ARTPLAY пригласили Рафала на так называемую арт-резиденцию: две недели он жил в Москве, презентовал свои польские акции, знакомился с парадной и непарадной частью города, общался с людьми и, что самое главное, работал над специальным московским проектом. В итоге он снял около 20 коротких фильмов под общим названием "Эйфория и катастрофа", в которых отражены и концептулизированы его впечатления о российской столице, о трагедиях в Катыни и под Смоленском, о пересечениях истории двух стран. Часть видеоматериала он показал 2 июня на крыше ARTPLAY.







Ссылки:

<< Сайт Рафала Бетлеевского >>

<< Cайт проекта "Я скучаю по тебе, Еврей" >>

<< Взгляд на Россию Рафала Бетлеевского (Польское радио) >>

<< Сарай в Едвабно все еще горит. Трагедия июля 1941 года и современное искусство (Радио "Свобода") >>

В наших проектах:

<< Рафал Бетлеевский показывает москвичам Москву. Итоги арт-резиденции | июнь 2011>>

<< "Сарай горит!" Рафала Бетлеевского vs "Эстетизация события" Елены Петровской | май 2011>>

<< Рафал Бетлеевский представляет проект "Я скучаю по тебе, Еврей!" | май 2011>>

<< "Словарь войны": польское слово | 2-3 сентября 2010>>







КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИЮЛЬ АВГУСТ
03
04
05
06
07
08
События 8 июля 2017
11:30 Прощание с Ириной Ратушинской
09
10
11
12
13
14