Публикации

19 апреля 2017

«Там много сюжетов, которые выходят за рамки логики»: режиссер-аниматор Марта Пайек

Ольга Бурмакова | Европульс, всё о Европе

На фестиваль короткометражной анимации «А4» привезла свою новую работу Марта Пайек, режиссер-аниматор из Польши, уже получившая международное признание и многочисленные премии на конкурсах и фестивалях по всей Европе. В своем короткометражном фильме «Нереальные фигуры и другие истории II» о женщине, которая неожиданно начинает видеть, что ее дом состоит из парадоксов и иллюзий, Марта использует возможности анимации, чтобы заставить зрителя задуматься о реальности вокруг себя. Она рассказала «Европульсу» о короткометражной анимации в Польше и других странах Европы.


С помощью короткометражной анимации можно показать такие вещи, которые нельзя показать с помощью живой съемки. Поэтому там много сюжетов, которые выходят за рамки логики и повседневных обычных событий.


В живой съемке короткометражные фильмы часто бывают лишь этапом перед производством полнометражного. Но анимация – жанр, который требует очень много времени. Поэтому в анимации режиссеры часто концентрируются на короткой форме и развивают ее до совершенства.

Фото: Марчин Баня


Когда я училась в Кракове, я поехала на три месяца в школу анимации в Финляндии, в Турку, где преподавал известный мастер анимации из Эстонии. Там я четко увидела разницу между польской и эстонской школами анимации. Например, в польской традиции — более тяжелые, более серьезные темы, а в эстонской анимации много юмора, много абсурдного способа рассказа.


Польская школа анимационного фильма, особенно в коммунистические времена, снимала своего рода философский рассказ. Режиссеры могли при помощи языка метафор сказать в анимации больше, чем в художественном кинематографе, потому что цензоры к этому жанру относились не так серьезно. У некоторых польских режиссеров эта традиция поднимать в анимации глубокие темы осталась, хотя сейчас, конечно, анимация стала гораздо разнообразнее. Есть темы, которые сейчас актуальны не только в Польше, но и во многих европейских странах: например, в своих фильмах женщины-режиссеры рассказывают о женском опыте.

Кадр из фильма Марты Пайек «Нереальные фигуры и другие истории II»


В Польше все стало меняться после 1989 года. Большие студии — такие, как студия рисованных фильмов в Бельско-Бяле или «Семафор» — в большинстве своем пропали, и на их месте долгое время ничего не было. Зато появились молодые режиссеры, и их авторские фильмы помогли развитию новой индустрии. Сейчас у нас уже десять лет работает Польский институт фильма, и анимация очень сильно развивается. Появляется много интересных проектов для детей, и многосерийных, и полнометражных фильмов. Лучше всего бывает, когда авторская анимация и многосерийные фильмы для детей существуют вместе.


В тех европейских странах, где есть государственная поддержка анимации, авторский фильм очень развит — особенно во Франции – и есть свой национальный стиль. Есть и сотрудничество между странами: например, я ездила во Францию в арт-резиденцию на месяц. Это было организовано французами, туда пригласили девять человек, и мы все просто работали, писали сценарий, и от нас на выходе никто не ждал готового продукта.


«Европульс» благодарит Польский культурный центр за помощь в подготовке интервью. Польский культурный центр – один из организаторов Фестиваля короткометражной анимации «А4».


Источник фото: кадр из фильма Марты Пайек «Нереальные фигуры и другие истории II»



оригинальный адрес статьи

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИЮНЬ ИЮЛЬ