Публикации

26 сентября 2017

Что дал фестиваль «Флаэртиана» его участникам?

Диана Корсакова и Анастасия Кожевникова | Звезда

Семнадцатый международный фестиваль документального кино «Флаэртиана» закончился, все призы раздали и обменялись впечатлениями. Теперь самое время выяснить, какой эта неделя запомнится режиссёрам, зрителям, волонтёрам — людям, без которых невозможен ни один фестиваль.

Зрители и волонтёры — общение

В этом году на фестиваль пришли примерно 15 тысяч зрителей, что ниже ожиданий президента «Флаэртианы» Павла Печёнкина, но больше, чем в прошлом году. На это тоже есть причины. В этом году организаторы решили пойти навстречу зрителям, поэтому показали на церемониях открытия и закрытия очень «зрительские» фильмы: декоративный и музыкальный фильм «Конкурс» Евгения Ховаева о соревновании пианистов (получил приз зрительских симпатий — Прим. ред.) и жизнеутверждающий «Калабрия» Пьера-Франсуа Соте, не самый сильный фильм международного конкурса, но самый подходящий для последнего просмотра фестиваля.

Как «зрительское» кино также подавали и программы спецпоказов, в которые попали действительно интересные фильмы. О некоторых, например, «Слепом Гулливере», «Про рок» и «Ты даже не представляешь, как я тебя люблю» мы уже писали.

После многих фильмов зрители общались с режиссёрами, особенно с Мацеем Дрыгасом (его приезд организован при содействии Польского культурного центра в Москве). На фестивале показали сразу несколько его фильмов, и после каждого беседа могла занимать до часа, пока не приходилось освобождать зал.

Режиссёр Мацей Дрыгас Фото: Мария Столярова

Режиссёр рассказывал, как выживал в запредельно жарком Судане, искал архивные записи космических испытаний и другие важные для картин документы. Например, после фильма «Услышьте мой крик» о самосожжении Рышарда Сивца он рассказывал, что поиск материалов занял у него немало времени. Перед смертью Рышард Сивц записал видео для своей семьи, но человек, который хранил плёнку, только спустя годы решил её передать на радио «Голос свободы» через письмо мебельной фирме — в английском посольстве с ним разговаривать никто не стал. Письмо, которое в фильме пишет герой, достать было отдельной сложностью.

«Когда Сивц ехал в поезде, он написал письмо жене и передал его шведу, который жил в его районе. Швед вернулся, никого дома не обнаружил и положил письмо в дверь, а поскольку тогда уже существовало наружное наблюдение, КГБ это письмо изъяло. Когда я стал работать с архивами для фильма, не признавался, что ищу историю самосожжения человека. Я говорил, что меня интересует праздники урожая, особенно в 1968 году. Мы долго добивались, чтобы нам открыли архив КГБ. Вдруг я получаю информацию, что можно прийти в их главный офис и получить бумаги. Оказалось, что там было письмо Сивца. Его жена получила это письмо спустя 26 лет», — рассказывал Мацей Дрыгас.

Фото: Диана Корсакова

Не менее важной была и беседа с режиссёром фильма-победителя «Флаэртианы» Пьером-Франсуа Соте. Он рассказывал, что героев нашёл неслучайно, для этого он провёл своего рода кастинг среди похоронных бюро. Во время съёмок режиссёр лежал за сиденьями в машине с трупом и героями и модерировал разговор между ними, предлагал поговорить о любви, например, или сыграть песню (все песни, кстати, были пронумерованы).

К более активной категории зрителей можно отнести волонтёров: они могли участвовать в самом процессе работы фестиваля, отрывая билеты и встречая зрителей. Но самое главное — это, конечно, общение с режиссёрами, экспертами, жюри: резонанс между людьми, которые встретились ради того, чтобы сделать что-то ценное.

Мастер-класс «Будни документалиста» режиссёра Евгения Григорьева Фото: Диана Корсакова

Участники питчинга — реализация проекта

Многие участники фестиваля в этом году приехали именно для того, чтобы попасть на питчинг. Вы можете почитать наш объясняющий материал о том, как все это происходит: как попасть на питчинг и есть ли другие пути, чтобы найти инвесторов для своего проекта.

Но самое главное в питчинге, как и в любом фестивале, — это те связи, которые могут образоваться между участниками, так как все изначально заинтересованы в сотрудничестве. Ещё важный плюс в том, что участники могут предложить свой проект сразу нескольким продюсерам и, возможно, найти помощь там, где и не ждали, а продюсеры могут оценить презентуемый проект в контексте других, точно также ожидающих своей реализации.

Участники и продюсеры после питчинга на FLAHERTIANA FORUM Фото: Мария Столярова

В питчинге участвовали и авторы трёх пермских проектов, в том числе Ирина Журавлёва с фильмом про лес, который находится на стадии создания. Она поделилась своим опытом участия в питчинге:

«Мне кажется, „Флаэртиана“ в этом году превзошла сама себя: на форум пригласили множество экспертов, создали пространство, где можно с ними общаться. Но находясь в России, непросто слушать, как всё устроено в других странах. В какой-то момент становится понятно, что между нами пропасть. В принципе, есть варианты сотрудничества, но документалисту в России намного сложнее, и в этом отношении мне не хватило российских спикеров, которые могли бы поделиться опытом продвижения фильма на фестивали, копродюсирования».

Организацию она оценила на «десятку»: говорит, не могла поверить, что это правда происходит в Перми. По словам Ирины Журавлёвой, фурор на питчинге произвёл Леонид Именных. Он участвовал с проектом даже не столько кинематографическим, сколько привлекающим кино для решения проблемы фиксации современного культурного процесса: сейчас его работы можно найти даже в сети — это шесть эпизодов о современных композиторах.

«Последний год этот проект фактически встал, потому что не было ни продюсера, ни ресурсов. Сам я продвигал ужасно, и это всегда было в ущерб режиссерской работе. В проекте с сотней героев нельзя заниматься всем».

Леонид Именных, один из участников питчинга на FLAHERTIANA FORUM Фото: Мария Столярова

Режиссёры — встреча со своей аудиторией

В этом году было целых две образовательных программы, где проходили встречи и мастер-классы с экспертами и профессионалами в сфере кинематографа и документалистики. Но польза была вовсе не односторонняя.

На FLAHERTIANA FORUM режиссёры и продюсеры встретили своих более юных коллег, а на открытом лектории смогли поговорить тет-а-тет со своей аудиторией, зрителем, без которого не состоится ни одно произведение.

Но особенно знаковым и эмоциональным был последний мастер-класс в программе фестиваля — «Будни документалиста» Евгения Григорьева, который вызвал много споров и среди представителей индустрии, и среди зрителей. Мы уже задокументировали его для вас:


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

НОЯБРЬ ДЕКАБРЬ