"Эйфория и катастрофа": акции Рафала Бетлеевского в Москве



Рафал Бетлеевский – радикальный перформансист из Польши, фотограф, копирайтер, организатор и вдохновитель выставок, публичных акций и хэппенингов. Постоянная цель его творчества – пробуждать общественную активность, привлекать как можно больше людей, ставить их перед вопросами: о собственной идентичности, поведении, стереотипах, социальных ролях. В этом Рафалу особенно помогают его личные качества: открытость, доброжелательность, обаяние – в любом месте он быстро находит единомышленников, партнеров и помощников.

Самым громким и неоднозначным проектом Рафала стала серия акций, хэппенингов, социальных опросов, дискуссий и интервью под общим названием – «Я скучаю по тебе, Еврей». В основе этого проекта лежит деятельное осмысление польской истории в XX веке. Ещё в первой его половине Польша оставалась страной с наибольшой долей еврейского населения. Это соотношение жестоко изменила цепь трагических событий, приведших к искоренению польских евреев и их культуры: бедствия Первой мировой войны, гетто, нацистские лагеря смерти, антисемитская кампания 1968 года... После публикации книги Яна Томаша Гроса «Соседи» в 2000 году польское общество всё больше начало осознавать свою историю в новом качестве: послевоенный мотив виктимизации поляков (их репрезентация исключительно в образе жертвы государств-агрессоров) часто ставится под сомнение. Обнаруживается, что польских евреев могли убивать не только нацисты Третьего рейха, но и свои же сограждане – поляки: в Едвабне в 1941 году или в Кельце в 1946-м. В элитарном искусстве Польши переосмысление Второй мировой войны стало одной из главных тем (в этой области особенно важны спектакли Кшиштофа Варликовского). Рафал постарался донести свои мысли и переживания до широких масс: инициировал распространение мема «Я скучаю по тебе, Еврей» с помощью граффити, устроил серию интервью и фотосессий с людьми, у которых остались светлые воспоминания о польских евреях, организовывал хэппенинги, самый главный из которых – «Сарай горит!» – символическое напоминание о погроме в Едвабне. Результаты этой кампании он опубликовал на сайте tesknie.com. Реакция поляков часто была противоречивой. Достаточно сказать, что перформансиста задерживала полиция за... распространение антисемитских лозунгов (а в отделении ему рекомендовали «сваливать» в Израиль).

В Москве Рафал впервые представил свою деятельность на международной сессии «Словарь войны», организованной проектом Letterra.org (сентябрь 2010). Там он сопроводил свой рассказ 15-минутным фильмом об акции «Сарай горит!».



В мае 2011 года ПКЦ, Государственный центр современного искусства и Центр дизайна ARTPLAY пригласили Рафала на так называемую арт-резиденцию: две недели он жил в Москве, презентовал свои польские акции, знакомился с парадной и непарадной частью города, общался с людьми и, что самое главное, работал над специальным московским проектом. В итоге он снял около 20 коротких фильмов под общим названием «Эйфория и катастрофа», в которых отражены и концептулизированы его впечатления о российской столице, о трагедиях в Катыни и под Смоленском, о пересечениях истории двух стран. Часть видеоматериала он показал 2 июня на крыше ARTPLAY.


Бетлей снимает одно из своих видео



Смотрим, что получается


Презентация на крыше ARTPLAY


Рафал и зрители







В огромном пространстве ARTPLAY можно и заблудиться

Свой творческий отпуск в Москве Рафал прокомментировал для Польского радио: «По-моему, это страна крайних противоречий. Москва на улицах кажется очень грозной, подавляющей огромностью масшабов улиц, количеством машин, которые на тебя летят, пробок – всё это кажется очень агрессивным. Но с другой стороны, в личном общении русские очень приятны, а круги интеллигенции удивляют свой глубиной, беседы очень интересны. Это люди широкого кругозора, и думаю, они также интересуются происходящим в Польше, отношением поляков к России. Я чувствовал себя среди этих людей почти так, как в Польше во времена интеллектуального сопротивления коммунистическому режиму. Мне кажется, в России эта атмосфера сохранилась, и эти беседы российской интеллигенции по-прежнему окрашены стремлением к свободе, к тому, что мы называем истинной демократией. Я тоже искал места, связанные с демократическими преобразованиями в России, с борьбой за свободу слова, был в месте убийства Анны Политковской. Кстати, я снял там фильм, который имеет для меня большое значение. Так что время проведенное в Москве было очень плодотворным...».

Некоторые свои фильмы Рафал выложил на Youtube.







Публикации в прессе:

<< Взгляд на Россию Рафала Бетлеевского (Польское радио) >>

<< Сарай в Едвабно все еще горит. Трагедия июля 1941 года и современное искусство (Радио "Свобода") >>

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ИЮНЬ ИЮЛЬ