"Соль польской земли": первая в России ретроспектива Казимежа Куца



C 30 марта по 9 апреля 2011 года в московском кинотеатре "Пионер" впервые в России прошла ретроспектива Казимежа Куца – живого классика польского кино, который при этом остается совершенно самобытным режиссером. Куц вырос в семье потомственных силезских шахтеров с традицией антинемецких восстаний, учился в городке Мысловице (недалеко от Катовице, Силезия), во время войны отрабатывал год в немецком сельском хозяйстве, согласно указу Третьего Рейха. Казалось бы, простой польский парень с западной периферии – однако судьба его сложилась нетипично для этих мест. Вместе с приятелем он поехал сдавать экзамены в только что созданную киношколу в Лодзи – будущую кузницу талантов – и поступил при конкурсе 10 человек на место. Затем стал работать вместе с Вайдой и Кавалеровичем в качестве ассистента, был причастен к созданию первых произведений польской школы кино, снятых на военные темы. При этом его полнометражный дебют – картина "Крест за отвагу" (1958) – создан на контрасте с общепринятой героико-романтической традицией изображения войны. Куц подчеркнуто избегал претившей ему патетики и ввел в кино своих типичных персонажей из социальных низов. 60-е принесли режиссеру международное признание. А в 70-е он взялся за дело всей своей жизни – цикл фильмов, посвященных Силезии. Эта беспокойная область Центральной Европы в XX веке стала "яблоком раздора" для трех государств – Польши, Германии и Чехословакии. Драматическая силезская история превратилась в главный источник вдохновения Куца – по ее сюжетам он снял шесть картин, вместе образующих единое эпическое повествование.

Казимеж Куц известен в Польше не только как кинорежиссер, но и как политик. В социалистических 70-х и 80-х он активно сотрудничал с оппозиционными организациями – Комитетом защиты рабочих, а затем с профсоюзом "Солидарность". За ним вели наблюдение спецслужбы, а в 1981 году режиссер подвергался аресту. После падения коммунизма, в середине 90-х, Куц ушел из кино в политику и стал регулярно избираться парламент, не состоя при этом ни в одной партии. В публичных высказываниях он славится своим остроумием и резкостью.



Московская ретроспектива Куца получила название "Соль польской земли", с одной стороны, отсылающее к одному из его фильмов, а с другой – подмечающее характер его картин, фактически "открывающих" миру силезский регион, столь значимый в истории Польши. Это событие совместно организовали кинотеатр "Пионер", Музей кино и Польский культурный центр при поддержке Национальной фильмотеки Польши. Всего мы показали 10 фильмов, начиная с 1958 года и заканчивая 1994-м.



Казимеж Куц охотно согласился приехать на открытие ретроспективы и предстал перед зрителями 30 марта, а также дал мастер-класс студентам ВГИКа на следующий день. Бывший режиссер, представленный директором Музея кино Наумом Клейманом, проявил себя как ходячая история, рассказал много смешного и грустного: об атмосфере польского послевоенного кино, созданной такими талантами как Вайда, Кавалерович и Мунк, об особенностях собственного подхода к режиссуре, о "божественной" и "глупой" Ванде Якубовской (одной из самых ярких польских женщин-режиссеров)... Свою теперешнюю политическую деятельность он рассматривает как возможность послужить польской (и особенно – силезской) культуре, а также "прекрасный способ провести старость". По его рассказу, он занимается тем, что ходит к разным начальникам и, пользуясь своей известностью и авторитетом, "выбивает у них деньги на культуру". При этом он всегда говорит честно, не мучаясь поиском корректных слов и выражений. Чтобы не создать неправильное впечатление, нужно заметить, что острый язык не делает Куца экстремистом или политическим клоуном, не мешает ему сохранять свое особое обаяние и природную пролетарскую интеллигентность. Напротив, он показывает себя принципиальным и последовательным человеком демократических убеждений и говорит открыто не для того, чтобы всем понравиться.

Все фильмы были показаны в оригинальной версии с субтитрами (увы, не с пленки 35 мм, которая сейчас находится на реставрации в Польше, а с бетакамов). На ретроспективу приходили, в основном, киноманы, которых, увы, было не так много. Однако те, кто приходил, остались довольны. Зрителей на входе встречал талисман ретроспективы – деревянная кинокамера со светящимся объективом, которую по этому случаю изготовил московский художник Тимофей Яржомбек.



На Openspace.ru было опубликовано большое интервью, которое взяли у Куца главный редактор портала kinote.info Борис Нелепо и наш сотрудник Денис Вирен. Кроме того, репортаж с открытия ретроспективы транслировался в "Вестях" на "России 24".



Прошедшему событию посвятил внимание и Дмитрий Волчек в апрельском кинообозрении на радио "Свобода".

Сам Казимеж Куц также был очень рад возможности поговорить со зрителями из России и оставил теплые впечатления от поездки. Этим радостным фактом и своей благодарностью мы и делимся со всеми, кто пришел к нам на ретроспективу.

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

ОКТЯБРЬ НОЯБРЬ
11