Фестиваль культуры Польши



С 1 июля по 31 января 2011 года Польша была государством-председателем Совета Европейского Союза, выступающим с тремя лозунгами-приоритетами: "Европейская интеграция как источник роста", "Безопасная Европа" и "Европа, извлекающая пользу из открытости". Периоду руководства Польши в Совете ЕС сопутствовала беспрецедентно насыщенная культурная программа, превратившаяся в крупнейшую кампанию популяризации Польши в мире с 1989 года. Всего в рамках этой программы было реализовано более 1400 проектов, больших и маленьких. Среди городов, жителям которых адресовалась культурная миссия польского председательства, было выбрано 10 столиц: Брюссель, Париж, Лондон, Берлин, Мадрид, Москва, Киев, Минск, Пекин и Токио. Среди них пять – из зоны ЕС, а остальные пять – мировые культурные центры, которым Польша решила уделить особое внимание. Осуществлением культурной программы занимались Министерство культуры и национального наследия, Министерство иностранных дел, Институт Адама Мицкевича (Варшава) и польские культурные центры стран-адресатов. Инициативы артистов, принимавших участие в международных проектах на территориях вышеперечисленных столиц, поддерживались с помощью специально выделенного бюджета. (см. эфир с директором ПКЦ Мареком Радзивоном на радио "Культура")

Одним из крупнейших событий в Москве, связанных с польским председательством, стал кросс-дисциплинарный Фестиваль культуры Польши, организованный совместно Польским культурным центром и агентством Improve. Он проходил с 1 по 30 октября и включал в себя 9 проектов из различных областей – музыки, современного искусства, детского театра и детского образования (в духе edutainment), кино и кулинарии. С помощью Фестиваля мы хотели напомнить российской публике об интереснейших явлениях польской культуры прошлых лет и показать новинки современности.



Открытие состоялось 1 октября во Дворце на Яузе, где выступил с концертом Лешек Можджер – виртуоз джазового фортепиано, композитор, один из главных представителей польской музыки (не только джаза) 2000-х. Можджер усматривает секрет своего успеха прежде всего в том, что играет "по-польски". По его мнению, только так, выражая самого себя и не отрываясь от влияния домашних традиций, артист из Центральной и Восточной Европы может добиться известности и признания в мире, в том числе в Западной Европе и США – ведь в Америке все играют джаз "по-американски", и никто "по-польски" (см. также репортаж о концерте в журнале "Джаз.ру").



Кроме Можджера музыкальную часть фестиваля представили два коллектива. Первый из них – Bester Quartet (бывший The Cracow Klezmer Band) – хорошо известен своим оригинальным авангардным звучанием с клезмерскими мотивами. Мировая слава пришла к нему благодаря сотрудничеству с Джоном Зорном и записям на его лейбле Tzadik. Bester Quartet вызвал неописуемый восторг публики, заполнившей московский клуб "Дом", три раза музыканты выходили на бис, пока окончательно не выдохлись. С не меньшим успехом прошло выступление ню-джазового коллектива Contemporary Noise Sextet в клубе "16 тонн". Как засвидетельствовал Дмитрий Ухов, "своими непритязательными "модальными" импровизациями братьев Капса он пришелся по вкусу московским любителям рок-музыки" (см. репортаж Дмитрия Ухова в газете "Московские новости").



В Центре современной культуры "Гараж" прошел цикл лекций и воркшопов "Университета Детей" – уникальной организации, которая стартовала в 2006 году с вопроса: "стоит ли ребенку посещать места, связанные с академической наукой?" Поскольку польские дети и их родители ответили на этот вопрос утвердительно и, более того, проявили огромный энтузиазм, "Университет Детей" стал быстро развиваться и сегодня собирает на свои еженедельные занятия по 6 тысяч маленьких посетителей. В Москве дети записывались на воркшопы бесплатно. Некоторые лекторы общались с ними на чистом русском, в остальных случаях помогали переводчики (хотя половина информации усваивалась не через язык, а через игру). Лекторы (преподаватели и студенты высших учебных заведений Польши) в доступной и увлекательной форме передавали детям знания о визуальной поэзии, африканских народах и их жилищах, логике, поведении жидкостей и газов, вулканах и формировании земной коры, феномене видимого света. С технической стороной организации "Университета" в Москве нам очень помогли волонтеры, за что им большое спасибо.



В "Гараже" также прошли популярные "взрослые" лекции: можно было послушать, как в Польше формировался "Университет Детей" и внешкольное образование, каковы традиции и особенности польского стрит-арта, как одному фотографу удалось объездить пол-мира, преодолеть стеснение и пообщаться с множеством разных женщин, встреченных на улицах. Кроме лекций можно было посетить перформансы выдающихся польских концептуалистов – Ярослава Козловского и группы "Бенц Змяна".

Тема современного изобразительного искусства была раскрыта в Центре дизайна ARTPLAY, где расположились три выставки в разных жанрах: уличное искусство с социально-политическим акцентом представляла легендарная варшавская группа "Твоживо" с выставкой "Герострат"; фотопортрет – Миколай Гринберг с выставкой "Много женщин" (см. интервью с ним в "Искусстве кино"); карикатуру – Яцек Гавловский с выставкой рисунков, опубликованных за последние 20 лет в "Газете Выборчей". Кроме того, частицу своего "вирусного" проекта "Fungus" оставил в ARPLAY био-арт-художник Кристиан Truth Чаплицкий ("трутовики" на стенах зданий, прилегающих к Британской школе дизайна – его рук дело).

Кинематографическая ипостась культуры Польши была продемонстрирована в кинотеатре "Пионер", где прошли показы культовых черно-белых фильмов 60-х "Рукопись, найденная в Сарагосе" Войчеха Ежи Хаса и "Нож в воде" Романа Полянского (Полански). Кроме того, в "Пионере" расположилась небольшая выставка польского киноплаката (от 50-х до 2000-х).

Еще один праздник детям устроил "Театр фигур Краков" в "Мастерской". Спектакль "Зимние истории" с элементами пантомимы осветил такие важные вопросы, как: почему зимой голова должна быть покрыта, во что можно играть в это время года и как вылечить простуду. Спектакль "Запах слонов после дождя" в жанре театра теней состоял из магических последовательностей предметов и предоставлял большой простор для воображения.

Портрет современной Польши остался бы не полным без еще одного важного элемента – кулинарии. В этом нам помогла "Открытая кухня Meet & Greet", ведущим которой в 2011 году довелось побывать в польских городах и набраться там опыта. Посетители кулинарных мастер-классов вместе готовили, а затем оценивали свои блюда: необычные супы, пироги, рыбу и, конечно же, бигос.

Фестиваль культуры Польши стал одним из событий, реально сближающих население двух наших стран, которые часто формируют образы друг друга на основе политических отношений и реже видят, сколько интересного и вдохновляющего можно открывать для себя, окунаясь в миры соседних культур.

Проведение Фестиваля было бы невозможно без участия спонсоров и партнеров, прежде всего компании "Белла Восток", авиабилетного сервиса "Eviterra" и Председательства Польши в Совете ЕС, а также без поддержки и дружественного отношения российских сми (телеканала "A-one", журнала "Джаз.ру", интернет-издания "Частный корреспондент", радио "Эхо Москвы" и "Орфей", программы "Вести" на "России 24", сервиса "Time Pad" и др.).

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ

АВГУСТ СЕНТЯБРЬ
16
17
18
19
20
21
22
23
28
29
30
31