РАФАЛ БЕТЛЕЕВСКИЙ (Rafał Betlejewski) — радикальный перформансист из Польши, фотограф, копирайтер, организатор и вдохновитель выставок, публичных акций и хэппенингов. Главная цель его творчества — пробуждать общественную активность, привлекать внимание людей, ставить их перед вопросами: о собственной идентичности, поведении, стереотипах, социальных ролях. В этом Рафалу особенно помогают его личные качества: открытость, доброжелательность, обаяние — в любом месте он быстро находит единомышленников, партнеров и помощников.
В 2003–2004 годах Бетлеевский организовал серию хэппенингов «Сожги стыд», предлагая сотрудникам компаний, недовольных своей работой и корпоративными правилами, сжигать предметы, связанные с рабочей рутиной.
В 2009 году, протестуя против принятого в Польше закона, обязывающего общественные сми пропагандировать ценности христианства, он установил в Варшаве часовенку, в которой место святого образа занимал телевизор.
Самым громким и неоднозначным проектом Рафала стала серия акций, хэппенингов, социальных опросов, дискуссий и интервью под общим названием — «Я скучаю по тебе, Еврей». В основе этого проекта лежит деятельное осмысление польской истории в XX веке. Еще в первой его половине Польша оставалась страной с наибольшой долей еврейского населения. Это соотношение жестоко изменила цепь трагических событий, приведших к искоренению польских евреев и их культуры: бедствия Первой мировой войны, гетто, нацистские лагеря смерти, антисемитская кампания 1968 года… После публикации книги Яна Томаша Гроса «Соседи» в 2000 году польское общество все больше начало осознавать свою историю в новом качестве: послевоенный мотив виктимизации поляков (их репрезентация исключительно в образе жертвы государств-агрессоров) часто ставится под сомнение. Обнаруживается, что польских евреев могли убивать не только нацисты Третьего рейха, но и свои же сограждане — поляки: в Едвабне в 1941 году или в Кельце в 1946-м. В элитарном искусстве Польши переосмысление Второй мировой войны стало одной из главных тем (в этой области особенно важны спектакли Кшиштофа Варликовского). Рафал постарался донести свои мысли и переживания до широких масс: инициировал распространение мема «Я скучаю по тебе, Еврей» с помощью граффити, устроил серию интервью и фотосессий с людьми, у которых остались светлые воспоминания о польских евреях, организовывал хэппенинги, самый главный из которых — «Сарай горит!» — символическое напоминание о погроме в Едвабне. Результаты этой кампании он опубликовал на сайте tesknie.com . Реакция поляков часто была противоречивой. Достаточно сказать, что перформансиста задерживала полиция за… распространение антисемитских лозунгов (а в отделении ему рекомендовали «сваливать» в Израиль).
В Москве Рафал впервые представил свою деятельность на международной сессии «Словарь войны», организованной проектом Letterra.org (сентябрь 2010). Там он сопроводил свой рассказ 15-минутным фильмом об акции «Сарай горит!».
В мае 2011 года ПКЦ, Государственный центр современного искусства и Центр дизайна ARTPLAY пригласили Рафала на так называемую арт-резиденцию: две недели он жил в Москве, презентовал свои польские акции, знакомился с парадной и непарадной частью города, общался с людьми и, что самое главное, работал над специальным московским проектом. В итоге он снял около 20 коротких фильмов под общим названием "Эйфория и катастрофа" , в которых отражены и концептулизированы его впечатления о российской столице, о трагедиях в Катыни и под Смоленском, о пересечениях истории двух стран. Часть видеоматериала он показал 2 июня на крыше ARTPLAY.