fbpx Роман Полански | ПОЛЬСКИЙ КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР В МОСКВЕ
PL RUS
События

Роман Полански

Польский режиссер, сценарист, продюсер и киноактер. Родился 18.08.1933 в Париже. В 1936 году его отец, Моисей Либлинг, решил вместе с женой Булей, падчерицей и трехлетним Романом переехать в Краков.

Когда началась Вторая мировая война , вся семья попала в краковское гетто, где они делили квартиру с четырьмя, а иногда пятью другими семьями. Вскоре гитлеровцы забрали в концлагерь лучшего друга Романа, а потом была вывезена мать Поланского. Она погибла в газовой камере Освенцима. В этот же концлагерь была вывезена сводная сестра Поланского, которая после войны переехала в Париж и уже никогда не возвращалась в Польшу.

С помощью друзей отец спрятал малолетнего Романа вне территории гетто. Именно тогда мальчик впервые столкнулся с кино.

Скрываясь от нацистов, Роман попал в деревню Высока недалеко от города Вадовице, чтобы через несколько недель вернуться в Краков. Здесь он дождался конца войны и был найден своей семьей: вначале дядей, а затем отцом.

Годы юношества

Поланский самостоятельно смастерил детекторный приемник и слушал передачу «Веселая компания» («Wesoła Gromadzka») Марии Билижанки. Однажды молодых слушателей пригласили в радиостудию. Там автор программы спросила, что им в этой передаче не нравится. Роман ляпнул, что дети, которые участвуют в записи, искусственны. Его спросили, сможет ли он сделать это лучше, Поланский охотно сказал, что да, и в возрасте тринадцати лет получил первую работу в жизни.

Год спустя Билижанка стала руководителем Театра юного зрителя, а Поланский сыграл главную роль в спектакле «Сын полка» («Syn pułku»). Скоро появились следующие спектакли, а вместе с ними и репутация исключительно талантливого актера. В актерские вузы Кракова и Варшавы его, однако, принимать не хотели. Отец Поланского был владельцем небольшой фирмы, представителем так называемой «частной инициативы», и на юного Поланского смотрели как на классового врага. Даже школа эстрадного актерского мастерства закрыла перед ним свою дверь. «Слишком мало ролей для мужчин с вашим телосложением», — такова была формулировка отказа одной из экзаменационных комиссий.

Киношкола

В 1953 году Антони Бохдзевич, выдающийся режиссер и педагог, увидел Поланского на сцене и предложил ему роль в фильме «Три повести» («Trzy opowieści»), художественным руководителем которого он был. Вскоре на квартиру Поланского позвонил великолепный оператор Ежи Липман, и сообщил, что Анджей Вайда хочет пригласить его сыграть в своем дебютном фильме. «Поколение» («Pokolenie») изменило жизнь Поланского. Актер сыграл Мундека, молодого парня, сотрудничающего с антигитлеровским сопротивлением, и в этой роли второго плана он раз за разом затмевал харизмой самого Тадеуша Ломницкого.

В 1954 году, поддавшись на уговоры Бохдзевича, Полански подал документы в Высшую школу кинематографа, телевидения и театра в Лодзи. В вузе он познакомился с Барбарой Квятковской-Ласс, прекрасной актрисой, звездой польского кино пятидесятых годов, которая стала его первой женой.

Студенческие этюды

Уже в первых студенческих этюдах заметны черты стиля Поланского и темы, которые остались в его творчестве на все последующие десятилетия.

В почти двухминутной «Зубастой улыбке» («Uśmiech zębiczny») 1957 года появляется мотив вуайеризма и эротизма как поля борьбы мужду мужчинами и женщинами. Также короткое «Убийство» («Morderstwo») предвещает увлечение жестокостью и преступлением. Великолепная «Лампа» («Lampa») 1959 года соблазняет атмосферой сонной мечты и волнения. Прекрасные «Когда падают ангелы» («Gdy spadają anioły») того же года — это иронически-романтический рассказ о старой уборщице, совершающей бегство в мир снов и воспоминаний прошлого.

Главные памятные этюды Поланского — это «Разгоняем танцульку» («Rozbijemy zabawę«) 1957 года и снятый годом позже фильм «Два человека со шкафом» («Dwaj ludzie z szafą«). Молодой режиссер отказывается в них от соцреализма и рисует картину польского общества, в котором под маской нормальности скрываются злые инстинкты. Первый фильм поверг в восторг самого Анджея Мунка, второй занял третье место на выставке мирового кино в Брюсселе.

Нож в воде

В конце 50-х Поланский с Ежи Сколимовским и Якубом Гольдбергом написали сценарий фильма „Нож в воде“ (на фестивале „Лето фильмов“ в 2009 году он получил награду за лучший сценарий в истории польского кинематографа). Рассказ о психологической игре между молодым автостопщиком, состоятельным взрослым мужчиной и его женой объединяет универсальность архетипа с критикой мещанского оппортунизма. Этот фильм предвещает тематические увлечения Поланского (почти одинаковые истории он рассказывал позже в картинах „Тупик“ или „Резня“) и выбор формальных приемов. Полански использует закрытую повествовательную структуру, а его изолированные от мира герои становятся выразителями общественных и культурных ценностей. Делая диалог основной формой повествования в своем фильме, Полански не только рисует захватывающие психологические портреты, но и внимательно изучает механизмы власти и борьбы за нее.

В то время, на рубеже 50-х и 60-х гг., Владислав Гомулка, первый секретарь Польской объединенной рабочей партии, желал видеть фильмы, „которые бы с полной самоотдачей и страстью показывали нашу страну, борьбу за ее экономическое развитие, самоотверженный труд рабочего класса, интеллигенции, польской деревни, женщин и молодежи“. Сценарий Поланского не прошел комиссию в Министерстве культуры, а в 1960 году режиссер уехал во Францию. Вернулся он в 1961 году, когда профессор Ежи Боссак смог убедить политических лидеров дать Поланскому шанс снять полнометражный дебютный фильм.

Гомулка не был доволен фильмом, он даже якобы бросил пепельницей в экран во время сеанса. После показа „Ножа в воде“ он заявил, что „нам такие фильмы не нужны“, а Поланского и Сколимовского обвинил в „ворчливости и пессимизме“. „Нож в воде“ — один из немногочисленных польских фильмов шестидесятых, успешно принятых за рубежом и выдержавших испытание временем, однако журналисты режима оценили его как „позерский и пошлый“. Поланского старались склонить к подражанию французской Новой волне, хотя режиссер критиковал создателей этого течения, упрекая их в нехватке мастерства и формальной пустоте.

Эмиграция

После премьеры фильма в 1962 году Поланский опять уехал во Францию, а „Нож в воде“ начал завоевываеть мировые фестивали — FIPRESCI, Венеция 1962 г., номинация на „Оскар“ среди неанглоязычных фильмов в 1962 г. (в итоге был награжден фильм Феллини „Восемь с половиной“. На Западе, где царила мода на психоанализ, фильм воспринимался как рассказ об Эдиповом комплексе.

Успех „Ножа в воде“ дал Поланскому возможность снимать дальше. Лондонская киностудия Compton Films, которая специализировалась на производстве фильмов ужаса класса B, приняла от режиссера сценарий о женщине, погружающейся в шизофрению. „Я никогда не любил „Отвращение“,- говорил спустя годы Поланский в фильме „Роман Поланский: Моя жизнь“ („RomanPolański: Moje życie“) — я его сделал, чтобы сдвинуться с места. Это была в неком роде проституция“. Этот фильм ужасов с молоденькой Катрин Денев получил в 1965 году приз FIPRESCI и специальный приз жюри кинофестиваля в Берлине.

Благодаря этому, Поланский снял фильм"Тупик». Сценарий, написанный (как и «Отвращение») вместе с Жераром Брашем, является одним из лучших произведений режиссера «Китайского квартала». Рассказ о паре, живущей в уединенном островном замке, куда попадает пара гангстеров, был навеян театром абсурда Ионеско и Беккета (первое название фильма отсылало к пьесе «В ожидании Годо»).

Спустя годы Поланский описывал «Тупик» как первый фильм, которым гордится. А в 1967 году он уехал из Лондона в Голливуд, чтобы там добиться славы как режиссер фильмов «Бесстрашные убийцы вампиров», «Ребенок Розмари» и «Китайский квартал».

Биография взята с сайта culture.pl . На сайте доступно больше информации об особенностях творчества Романа Полански, его полная фильмография, а также фото- и видеоматериалы.